На Украине продолжается конфликт главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назара Холодницкого с директором Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артемом Сытником и генпрокурором Украины Юрием Луценко. Об этом 12 июля написал на своей странице в Фейсбук директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, комментируя интервью Холодницкого DW.

«В конфликте Холодницкого с Сытником и Луценко четко видны два разных подхода и позиции. С одной стороны, Холодницкий стоит и отстаивает институциональную версию антикоррупционной борьбы. Отсюда у него стратегия выстроить и управлять САП как институциональной структурой избегая персонального и политического влияния. Это сложно, поскольку у нас правоохранительные органы как раз стоят «на страже» разных коррупционных схем», — отметил Карасев.

По его словам, НАБУ и ГПУ остаются зависимыми от «личных связей, выгодных преференций».

«С другой стороны, Сытник и Луценко декларируют добропорядочные намерения, демонстрируют определенные результаты, вот только принцип работы остается прежний — как же не учитывать личные связи, выгодные преференции. Да и сломать нетленное — «свои люди — сочтемся» — почти не реально. Но и отказываться от борьбы за новые органы следствия для страны сегодня преступно», — добавил Карасев.

Он пояснил, что в борьбе силовых структур Холодницкий выбрал институциональную позицию, которая дает ему возможность противостоять системе.

«Поначалу казалось, что Холодницкий выбрал слабую позицию, но в итоге позиция законника оказалась сильнее методов оппонентов (прослушки и пиара). Именно институциональная позиция дает ему возможности противостоять системе, выдерживать психологическое давление и пиарную чехарду. Хотя бы один институциональный, применяющий право и следующий закону орган нужен в правоохранительной системе координат. САП сегодня может выступить локомотивом реформы в корпоративной, закрытой прокурорской системе. Да и в уже стартовавшей избирательной кампании нужен орган, равноудаленный от разных центров влияния», — подытожил Карасев.

Напомним, после того как 20 марта стало известно, что в кабинете главы САП Холодницкого нашли скрытую технику для прослушивания, Генпрокуратура и директор НАБУ Сытник подтвердили, что расследуют дело в отношении главы САП. НАБУ и ГПУ направили в Квалификацинно-дисциплинарную комиссию прокуроров дисциплинарные жалобы о совершении Холодницким дисциплинарных проступков. Они попросили рассмотреть вопрос о снятии Холодницкого с должности заместителя генпрокурора и руководителя САП.

Среди дисциплинарных проступков, в которых обвиняют Холодницкого названы: невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей; разглашение тайны, охраняемой законом, которая стала известной прокурору во время выполнения полномочий; вмешательство или любое другое влияние прокурора в случаях или порядке, не предусмотренных законодательством, в служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц или судей, в том числе путем публичных высказываний об их решениях, действиях или бездействии, при отсутствии при этом признаков административного или уголовного правонарушения.

Обвинения в адрес Холодницкого основываются на записях якобы его разговоров с фигурантами ряда уголовных производств. Глава САП якобы заверял парламентария от «Народного фронта» Георгия Логвинского, что «полностью контролирует ситуацию» по делам, которые расследует НАБУ в отношении нардепа. Таже Холодницкий убеждал прокурора Сергея Козачину в бесперспективности указанных дел и объяснял, что не хочет ссориться с Логвинским, потому что он прикрывается отношениями с лидерами крымских татар Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым, связями в ПАСЕ, Кнессете и посольстве Израиля. Также Холодницкий требовал от заместителя главы САП Владимира Кривенко не привлекать к ответственности мэра Одессы Геннадия Труханова, а дело бизнесмена Олега Бахматюка просил забрать у НАБУ и передать другому органу (в итоге его направили в Нацполицию).

Как сообщало ИА REGNUM, 10 июля глава САП Холодницкий заявил в интервью DW, что не уйдет в отставку, несмотря на требования директора НАБУ Сытника. В частности, руководитель САП отметил, что выводы относительно увольнения должна принять квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (КДКП), и в этом заключается миссия комиссии.

«А когда чиновники такого ранга, как господин Сытник, рассказывают и высказывают свои мысли и таким образом давят на комиссию, я считаю что это неправильно», — сказал Холодницкий.

По его словам, он не слышал всех аудиозаписей, которые вроде бы должны доказать его вину в том, что он предупреждал фигурантов дел НАБУ о делах в отношении них.