Призыв министра иностранных дел Эстонии Свена Миксера к странам ЕС остановить осуществление проекта «Северный поток — 2» был абсолютно предсказуемым, считает обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин.

Именно в этом ключе строился разговор по «Северному потоку — 2» президента Украины Петра Порошенко и президента Эстонии Керсти Кальюлайд в ходе майского визита последней в Киев. Странно поэтому, что эстонский министр не сделал его раньше, хотя и этому есть объяснение.

«Видимо, расчёт был на то, что более жёсткую позицию по газопроводу займёт Дональд Трамп, но он не оправдывается. Вот и возникла необходимость у радикально антироссийски настроенных сил в США и Европе дополнительно осложнить информационную обстановку вокруг «Северного потока — 2» накануне предстоящей встречи российского и американского лидеров. Аргумент негативного отношения к проекту отдельных европейских стран президент США наверняка будет активно использовать в политическом торге, который состоится в Хельсинки», — считает обозреватель ИА REGNUM.

Есть у эстонской позиции и другая сторона. Отказавшись в 2007 году участвовать в проекте «Северный поток» в принципе, руководство Эстонии лишило себя и, главное, население своей страны немалых связанных с ним выгод. Между тем газовое сотрудничество России с ведущими европейскими государствами, как и сотрудничество в других сферах, несмотря на все препоны, идёт вперёд, и прозябание на задворках этого процесса требует самооправдания.

Оправдаться в глупости, однако, не получится. Можно, конечно, руководствуясь русофобией, ставить во главу угла не интересы повышения благосостояния своего народа, а желание навредить России, и на современной западной антироссийской волне эта политика какое-то время ещё будет сходить эстонской элите с рук, но в перспективе народный спрос с них будет жёстким.

Не удастся эстонцам и навязать Европе своё видение её интересов: они вовсе не в обострении отношений с Россией, и это понимание среди европейцев, как мы видим, растёт.

Что же касается России, то для неё эстонские политические укусы — это укусы комара, а вот дыры в эстонском бюджете будут увеличиваться, и в них провалится многое, нужное рядовым эстонцам. А Европе до этих эстонских проблем в силу объективных причин будет всё меньше дела.

«Говоря о «комариных укусах», я вовсе не хочу поставить под сомнение принцип равенства государств. Он есть, он правильный, ему надо следовать. Речь о другом: мы равны в праве проводить свою внутреннюю политику на основе собственных решений и руководствуясь без двойной бухгалтерии общими принципами, если таковые имеются, совместно принятыми в рамках международных организаций. Но страны также равны в своём праве всеми имеющимися у них средствами отвечать на недружественные выпады. У России таких средств просто объективно больше», — заключает Демурин.

Ранее министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер потребовал прекратить строительство «Северного потока — 2», объяснив требование тем, что проект является геополитическим и якобы предназначен для вмешательства России в европейскую политику.

Читайте также: В Госдуме объяснили реакцию Эстонии на строительство «Северного потока — 2»