Выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий — подписанной в 2015 году ядерной сделки с Ираном — поспособствует усилению позиций сторонников жесткой линии в стране, как экономически, так и политически, а также подтолкнет исламскую республику в сторону России и Китая, пишет Али Фатхолла-Неджад в статье для американского издания The National Interest.

Так, из-за того что законные каналы торговли отныне будут закрыты, теневая экономика исламской республики вновь расцветет, как это было во времена удушающих санкций, введенных администрациями Джорджа Буша — младшего и Барака Обамы. Различные полугосударственные предприятия, а также организации, действующие под именем религиозных фондов, смогут с помощью определенных каналов и секретных методов добиться ввоза нужных товаров. В результате эти группы смогут получать громадную прибыль с простых жителей страны. Это также нанесет урон зарождающемуся в стране частному сектору.

Более того, решение главы Белого дома Дональда Трампа выйти из соглашение стало пощечиной администрации его иранского коллеги Хасана Рухани. Теперь сторонники жесткой линии, связанные с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и верховным лидером аятоллой Хаменеи, будут гораздо проще указывать на наивность Рухани и его неспособность получить желаемые выгоды от сделки. Сторонники жесткой линии, неоднократно указывающие на ненадежность США, чувствуют свою правоту.

Такое развитие событий может привести к усилению доминирования КСИР в вооруженных силах, разведывательном и судебном аппарате страны, а также ее экономической и политической системах. После произошедших на рубеже 2017 — 2018 годов волнений в стране все чаще говорят о «полувоенном правительстве».

Возможность возвращения санкций привела к рекордному падению иранской валюты, росту цен и сокращению спроса. Из-за усиливающие на протяжении последних месяцев экономического кризиса в среде элиты, отмечает автор, все активнее стали обсуждать возможность осуществления государственного переворота, с помощью которого можно избежать коллапса страна и погружения ее в хаос. Поэтому политика администрация Трампа, а также его риторика о «смене режима» могут послужить лишь катализатором такого опасного развития событий.

Помимо политического и экономического усиления сторонников жесткой линии, решение Трампа подталкивает Иран к возвращению на курс бывшего президента страны Махмуда Ахмадинежада «обращения на восток» — сближения Тегерана с Россией и Китаем. В результате торговый оборот между этими «автократиями» возрастет в разы.

Напомним, ранее иранский лидер Рухани подчеркнул, что республика готова к противодействию новым санкциям США. Он отметил, что у Ирана достаточно внутренних запасов и международных валютных резервов. С таким заявлением он выступил на фоне угроз, поступивших от Государственного департамента США. В дипломатическом ведомстве США пообещали свести импорт нефти из Ирана к нулю.

Читайте также: Рухани: Иран готов к новым санкциям США