Введя пошлины на продукцию союзников США, а также сблизившись с жестокими диктаторами, такими как северокорейский лидер Ким Чен Ын, глава Белого дома Дональд Трамп сеет глубокие противоречия внутри Запада. Если он считает, что с помощью стратегии разделения и властвования можно «сделать Америку снова великой», его ждет большое разочарование, пишет бывший генеральный секретарь Совета Европейского союза и верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана в статье для портала Project Syndicate.

После недавнего саммита G7 в Квебеке уже не может быть никаких сомнений в том, что Запад находится в кризисе. Безусловно, «западные» страны часто следуют курсом, противоречащим интересам союзников (о чем свидетельствует война в Ираке), да и само понятие «Запад» довольно смутно. Тем не менее в его основе лежит ряд общих идеологических принципов, которые сейчас рушатся под тяжестью политики Трампа, заключающейся в том, что «Америка прежде всего!».

Постоянное поношение союзников Вашингтона со стороны Трампа, который заявил, что США «не могут позволять своим друзьям пользоваться собой», и его идеологических сторонников не прошло бесследно. Даже если закрыть глаза на безусловную, на первый взгляд, поддержку Саудовской Аравии и Израиля, кажется, что Трамп готов поставить крест на существенном стратегическом понимании, которое существовало у Белого дома с его союзниками.

Всего несколько лет назад было бы немыслимо, чтобы США отказались подписывать совместное коммюнике «Большой семерки». И никто бы не подумал, что администрация США может выступить с нападками на канадского лидера Джастина Трюдо, используя ту риторику, к которой прибегли Трамп и его торговый советник Питер Наварро.

После его встречи с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном в Сингапуре Трамп настаивал на том, что у него «хорошие отношения» с Трюдо. Тем не менее он поспешил добавить, что у него также «очень хорошие отношения с председателем Ким Чен Ыном». Заявления о том, что отношения США с этими двумя лидерами сравнимые, не просто неуклюжие, они абсолютно глупы и отражают пугающую недальновидность главы Белого дома.

Если бы все ограничивалось дурными манерами нынешней администрации, можно было бы особо не волноваться. Тем не менее Вашингтон проводит такую политику, которая идет вразрез с самыми важными своими союзами. В частности, из-за введения пошлин на сталь и алюминий из Канады и Европейского союза достижение консенсуса на недавнем саммите «Большой семерки» стало просто невозможным.

При этом ограничительные меры могут повредить не только иностранным экспортерам, но и американским рабочим и фирмам в секторах, которые зависят от производства этих металлов. Однако Трамп, похоже, совсем не хочет принимать во внимание факты и экономическую логику, а для оправдания своей провальной политики он берет отдельные случаи и представляет их без какого-либо контекста. Так было в случае с введенными Канадой высокими пошлинами на молочные продукты.

Пока на саммите «Большой семерки» стороны прибегали к взаимным обвинениям, на другой стороне свете, в китайском городе Циндао проходила еще одна значительная встреча — саммит Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Китай, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Китайские СМИ не преминули с радостью заметить, что встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом России Владимиром Путиным прошла в гораздо более сердечной атмосфере, чем встреча между Трампом и другими лидерами «Большой семерки».

Очевидно, что причиной дополнительных противоречий стало предложение Трампа допустить на встречу Россию, исключенную из организации после «аннексии» Крыма в 2014 году.

Тем не менее глава Белого дама затронул что-то, что невозможно игнорировать: излишняя изоляция геополитических клубов. Фрагментация глобального управления, вероятно, окажется все более неблагоприятной для интересов Запада. Вместо того, чтобы останавливать свою изоляцию и ослабление влияния на мировой арене, западные лидеры должны расширить масштабы сотрудничества в поиске решений глобальных проблем. С этой целью им следует продвигать форумы для диалога, такие как «Большая двадцатка», которые объединяют сегодняшние крупные державы.

Но примирительный подход Трампа к России сталкивается со значительными препятствиями. Внешняя политика Путина становится все более враждебной к западным мерам безопасности, а отношения Трампа с Кремлем вызывают серьезные проблемы как внутри США, так и за рубежом. Все это усугубляется его высокомерным отношением к европейским союзникам Вашингтона.

Конечно, в 2017 году после некоторого колебания Трамп подтвердил приверженность статье о взаимной защите НАТО. Это не означает, что напряженность прошла: Трамп по-прежнему требует от членов НАТО увеличить их затраты на оборону. Президент-республиканец, похоже, не понимает суть такого увеличения расходов: дополнительные средства пойдут не в бюджет НАТО или Вашингтону в качестве платы за защиту, а на укрепление собственного оборонного потенциала каждой из стран.

На самом деле ЕС уже создал так называемое Постоянное структурированное сотрудничество для увеличения ресурсов безопасности и обороны, а также их применения коллективным и, таким образом, более эффективным образом. Администрация Трампа же, которая должна приветствовать такие меры, похоже, отреагировала со скептицизмом на эту инициативу ЕС.

Во время президентской кампании в 2016 году Трамп поддерживал стремление Соединенного Королевства выйти из ЕС. С тех пор бывший телеведущий занял Овальный кабинет, его администрация не колеблясь ослабляла европейский блок при любой возможности. Совсем недавно посол США в Германии Ричард Гренелл заявил, что «помогает другим консерваторам в Европе», что стало очевидным отхождением от дипломатического протокола.

«Безусловно, те европейцы, которых поддерживают Трамп и Гренелл, на самом деле не консерваторы, а реакционеры. Их цель — обратить вспять прогресс, достигнутый нами европейцами в продвижении нашего общего проекта», — подчеркнул Солана.

Трамп, по-видимому, чувствует себя более комфортно, когда он может взаимодействовать с другими странами на двухсторонней основе. Неудивительно, что ЕС — бастион многосторонности — ему не по душе. Однако наибольший успех сопровождал США и ЕС тогда, когда они поддерживали друг друга, действуя в рамках основанных на общих нормах институтах. Любовь Трампа к стратегии разделения и властвования приведет к тому, что проиграют все — от самого Запада до всего остального мира, резюмирует автор.