Вступление республик Прибалтики в Североатлантический альянс создало большую неопределенность. С одной стороны, линия соприкосновения с НАТО сдвинулась далеко на восток и сегодня проходит примерно в сотне километров от Санкт-Петербурга. Помимо сухопутных вопросов это создало очевидную фланговую угрозу Балтийскому флоту РФ и проблему обеспечения стратегической устойчивости калининградского анклава. В то же время географическая специфика региона, его финансовые возможности, а также явное несоответствие фактических шагов руководства Блока масштабам их позиционирования в СМИ, говорят о том, что Прибалтика по-прежнему остается слабым предпольем. Чем-то вроде обширной нейтральной полосы.

Флаг НАТО
Флаг НАТО
Nicolas Raymond

Потому особую ценность представляют аналитические доклады по разным аспектам военной безопасности, составляемые для правительств стран — членов альянса, а также его собственного военно-политического руководства. В частности, речь идет о докладе Air Defence of the Baltic States Международного центра по обороне и безопасности (ICDS), составленного в мае текущего года по запросу правительства Эстонии.

Хотя формально ICDS является частной аналитической организацией, в своей области она имеет значительный авторитет. Как потому, что ее сотрудниками являются бывшие высокопоставленные офицеры и чиновники, так и благодаря их активным связям с действующим руководством НАТО, командующими вооруженными силами и правительствами стран.

В частности, авторами данного доклада являются: сэр Кристофер Харпер — маршал авиации ВВС Британии (бывший помощник министра Ее Величества по делам вооруженных сил Британии; с 2009 по 2011 год — заместитель командующего ОВС НАТО; с 2013-го — начальник международного штаба НАТО); Тони Лоуренс — до сентября 2017-го руководитель ICDS, с 2006 по 2013 советник правительства Эстонии по вопросам национальной безопасности; Свен Сакков — с 2014 по 2016 год директор Центра передового опыта совместной киберзащиты НАТО. В период с 2008 по 2015 год он занимал должность заместителя министра обороны Эстонии.

Кристофер Харпер
Кристофер Харпер
ISAF Headquarters Public Affairs Office

Во вступительном слове авторы документа также выражают благодарность за активное участие в его составлении генералу Филиппу Бридлаву — с мая 2013 года верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе.

Так что выводы доклада заслуживают доверия более чем. Хотя по своему содержанию они в значительной степени неожиданны. Если сформулировать коротко, то авторы говорят прямо — НАТО не располагает возможностью защитить Прибалтику в случае военного столкновения с Россией. Более того, весь северный фланг Центрального командования, каковым в Брюсселе считают Прибалтийский регион, находится под непреодолимой воздушной угрозой со стороны российской армии.

Планы по обороне Литвы, Латвии и Эстонии основаны на их занятии передовыми частями других членов альянса, так как собственные возможности местных вооруженных сил достаточны максимум для недолговременной очаговой обороны в ограниченном количестве мест. Однако без абсолютного господства в воздухе переброска резервов даже из Польши, скорее всего, окажется сорванной. Тем самым вопрос противовоздушной обороны приобретает стратегическое значение. Но дела в нем обстоят не радужно.

Филип Бридлав (в центре)
Филип Бридлав (в центре)
U.S. Department of Defense

На данный момент прибалтийские страны не обладают сколько-нибудь значимой боевой авиацией совсем, имеют противовоздушные комплексы только ближнего радиуса и сейчас, за исключением Литвы, способны организовывать лишь ближнее полевое противовоздушное прикрытие расположения сухопутных частей. От всех прочих Литва отличается наличием двух батарей норвежских комплексов NASAMS с дальностью стрельбы до 40 км. Как отмечается в докладе, они предназначены для прикрытия городов Вильнюс и Шяуляй. Первый является столицей, во втором расположен важный узел коллективной системы ПВО Прибалтики. Впрочем, сегодня в Литву поставлена только одна батарея, поставка второй по контракту должна быть закончена к 2020 году.

Такой уровень авторы доклада считают однозначно недостаточным. Даже с учетом развертывания в Польше и Латвии двух американских батарей ЗРК Patriot. В том числе и потому, что на реальном боевом дежурстве из них находится только одна, в то время как вторая используется руководством США и НАТО в рекламных целях, за счет участия в разных местных торжественных мероприятиях пропагандируя нерушимость евроатлантического единства.

Учитывая, что цена одной ракеты AIM-120, которыми стреляет комплекс NASAMS, составляет в среднем 1,1 млн долларов, без внешней помощи США создать даже для двух батарей достаточный боезапас не представляется возможным — требуется по меньшей мере 160 млн долларов. Однако, учитывая позицию Трампа насчет «Европа должна платить Америке за безопасность», фактическое выделение даже этих средств находится под вопросом. В докладе неоднократно отмечается, что систему ПВО прибалтийские страны обязаны создавать, опираясь, прежде всего, на собственные финансовые возможности. Но так как они ограничены, ожидать многого в сколько-нибудь значимой перспективе не следует.

Таким образом, командование альянса полагает, что в среднесрочной перспективе развитие возможностей ПВО Прибалтики должно идти по двум комплексно сочетающимся направлениям.

ЗРК NASAMS
ЗРК NASAMS
Soldatnytt

Основным является формирование на территории региона передового рубежа радиолокационного наблюдения, интегрированного в единую цифровую систему НАТО, центр которой дислоцирован на базе ВВС Рамштайн в Германии, а промежуточное командование северным флангом находится в немецком городе Удем. В теории интеграция общей системы ПВО Прибалтики BALTCOM в NATINAMDS обеспечит альянсу возможность наблюдения за воздушной обстановкой вплоть до 200 км в глубину российской территории, что позволит своевременно реагировать на любые воздушные угрозы как в мирное, так и в военное время.

Однако для этого требуется тесное взаимодействие всех существующих элементов системы также с летающими радами системы AWACS, комплексами корабельного базирования Иджис (Aegis), а также патрулями обычной авиации.

На практике регион располагает всего десятью разнородными РЛС (в Эстонии 4, в Латвии — 3, в Литве — 3), на данный момент контролирующими только собственное воздушное пространство на средних и больших высотах, а также гражданское движение. Контроль малых высот фрагментарный, а беспилотники не фиксируются совсем. Хотя государства региона и вложили много средств и сил в создание единой системы связи и обмена информацией BALTCOM, ее фактические возможности по-прежнему оставляют желать лучшего. При том что фактически все РЛС региона замкнуты на единый центр командования и управления в литовском Шауляй, что делает его ключевой уязвимой точкой, способной разрушить систему в целом.

Упомянутый недостаток авторы доклада «рекомендуют» устранить путем расширения уровня интеграции BALTCOM и повышения степени ее децентрализации. В частности, единых центров управления рекомендовано создать три (по одному в каждой стране), с организацией их посменного боевого дежурства (это также полезно для обучения личного состава), количество терминалов НАТО системы тактического обмена данными Link 16 (TADIL J) необходимо увеличить с нынешних 9 до минимум 20. Кроме того, большое внимание уделяется необходимости развития информационного сотрудничества с системами ПВО Швеции и Финляндии.

При этом отмечается, что успех можно ожидать только в рамках нагрузки мирного времени. Для любого кризисного уровня инфраструктура не готова, как в техническом, так и в политическом смысле.

Это особенно видно на примере второго направления развития ПВО региона — авиации. Как говорилось выше, Литва, Латвия и Эстония собственными возможностями в этой сфере не располагают и не имеют финансовых ресурсов что-либо изменить в любой перспективе. Таким образом, воздушное прикрытие может быть обеспечено только авиацией НАТО, а ее в Прибалтике пока нет. Точнее, она присутствует только в виде воздушных патрулей в рамках начатой в 2004 году программы Baltic Air Policing. Однако в ней задействовано, причем на ротационной основе, всего четыре истребителя НАТО, временно базирующихся на авиабазе в Шауляй (Литва) и еще четыре — в Эмари (Эстония). С 2014 года, в рамках ежегодных учений ВВС НАТО в Европе, к ним периодически присоединяются еще две пары истребителей с базы Рамштайн в Германии.

Для осуществления патрульных операций мирного времени этого достаточно. Тем более что даже в них по-прежнему ощущается острый дефицит квалифицированного персонала в структурах управления. Докладчики рекомендуют даже привлекать гражданских служащих, в том числе — иностранных. Для обеспечения успешного решения задач ПВО в кризисные период перечисленного недостаточно от слова совсем.

В Прибалтике необходимо формировать постоянную воздушную группировку численностью не менее 60−80 бортов. Впрочем, учитывая размеры региона, местом ее базирования предпочтительно рассматривается Польша. Однако степень реализуемости этой рекомендации пока остается туманной. Размещать дополнительные силы в Европе США не намерены, а европейские участники выделять свои контингенты не желают.

Учебно-тренировочные самолёты ВВС Литвы L-39C над Шауляем
Учебно-тренировочные самолёты ВВС Литвы L-39C над Шауляем
Ministry of National Defence Republic of Lithuania

Таким образом, в целом доклад ICDS производит очень двойственный характер. Исходя из качественного и подробного анализа текущего положения дел, ненужность Прибалтики в НАТО выглядит очевидной. На данный момент она фактически является регионом с отрицательной связностью, оборонять который альянсу теоретически нужно, но практически невозможно. Вкладываться в развитие военной инфраструктуры там бесперспективно, так как военное поражение там в случае войны очевидно.

Тем не менее альянс считает нужным продолжать имитировать в Прибалтике высокую военную активность и поддерживать в правящих элитах местных государств убеждение в готовности блока защищать регион буквально до последнего солдата, танка и патрона. В то время как в реальности речь идет о дислокации там очень небольших сухопутных контингентов, которые, в случае чего, могут быть быстро отведены в тыл (по меньшей мере в Польшу). Впрочем, их полная потеря критичной также не считается.

Судя по тому, как часто в докладе отмечается необходимость прибалтов самим заботиться о своей безопасности и рекомендуется расширять закупки различного, прежде всего, американского вооружения, интерес НАТО (читай, в первую очередь США) к Прибалтике носит преимущественно меркантильный характер. Ирония происходящего заключается в том, что местные правящие элиты рассматривают членство в альянсе как возможный источник финансового дохода за счет американских «безвозмездных программ» военной помощи. Тот факт, что на протяжении последних 4−5 лет они только сокращаются, прибалтийскими политиками, очевидно, игнорируется.

В заключение следует резюмировать, что на данный момент и на перспективу по меньшей мере пяти-семи ближайших лет Прибалтика продолжит оставаться слабо контролируемым рубежом НАТО, сколько-нибудь надежное поле радиолокационного наблюдения которого начинается лишь юго-западнее Каунаса. Примечательно, что это, пусть и в очень обтекаемых и абстрактных формулировках, пишут сами аналитики НАТО.

И хотя докладчики используют бравые формулировки, известные факты политического обострения между США и Европой внутри альянса говорят о том, что в целом правильные рекомендации специалистов в реальной жизни реализованы не будут. Следовательно, текущее положение с ПВО в Прибалтике можно считать стабильным на достаточно долгий период. Это также означает, что на данном участке России удалось достичь долгосрочного стабильного уровня военного паритета с НАТО.

Читайте развитие сюжета: National Interest: Литва активно готовится к войне с Россией