Для 28 европейских государств решение президента США Дональда Трампа о выходе из ядерного соглашения с Ираном стало не просто масштабной дипломатической катастрофой, а настоящим предательством всего того, над чем США и ЕС совместно работали в течение последних 15 лет, пишет Дэниэл Р. Депетрис в статье для издания The American Conservative.

Иван Шилов ИА REGNUM
Дональд Трамп

У Соединенных Штатов и ЕС могут быть разногласия по целому ряду внешнеполитических вопросов, однако необходимость сдерживания иранской ядерной программы не относится к их числу. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) не был совершенным механизмом, однако он устанавливал для Ирана ограничения на уровень обогащения урана и эффективно сдерживал ядерную деятельность Тегерана, масштаб иранской ядерной работы находился под контролем международного сообщества.

Читайте также: The Hill: Санкции США эффективны, пока им разрешают быть эффективными

Если бы Тегеран захотел схитрить, отказавшись от ряда своих обязательств, возможно, за счет создания секретного объекта по обогащению урана или импорта ядерных технологий двойного назначения по нелегальным каналам, у мира всегда оставался шанс на то, что об этом станет известно. Для европейских государств, особенно для Великобритании, Франции и Германии, СВПД стал значительным внешнеполитическим достижением, которое разрешило насущную проблему в сфере национальной безопасности и, скорее всего, предотвратило возможный вооруженный конфликт.

Александр Горбаруков ИА REGNUM
Противостояние

Трамп не просто вышел из ядерного соглашения с Ираном, он сделал это самым худшим из возможных способов. Его не интересовало то, о чем говорили британские, французские и немецкие дипломаты. Когда британский министр иностранных дел Борис Джонсон вылетел в Вашингтон в отчаянной попытке убедить Трампа в необходимости сохранения соглашения, он быстро пришел к выводу, что его визит был пустой тратой времени, потому что в Белом доме уже было принято соответствующее решение. Трамп взял многомесячные переговоры между ЕС и государственным департаментом и просто выбросил коту под хвост.

К тому же Вашингтон нанес оскорбление своим европейским союзникам, приняв решение о жестком выходе из СВПД. Белый дом не только отказался от участия в соглашении, которое помогали составлять его собственные дипломаты, но и намерен ввести вторичные санкции, которые ранее были отменены. Получается, что компании, которые ведут бизнес с Ираном, связанные с автомобильной промышленностью, должны будут покинуть Иран к 6 августа, а транснациональные корпорации и финансовые учреждения, связанные с нефтяным, энергетическим, судоходным и производственным секторами иранской экономики, — к 4 ноября. Если они откажутся это сделать, то против них могут ввести санкции и заморозить активы в финансовой системе США.

Сейчас ЕС оказался в незавидном положении. С одной стороны находится соглашение о ядерном нераспространении, которое европейские государства отчаянно пытаются спасти, в с другой — экономический гигант в лице США, который может заморозить европейские активы в десятки миллиардов долларов, если ЕС откажется принять требования Вашингтона. Европейские компании, такие как французская Total и немецкая компания Siemens, были настолько ошеломлены возможностью утраты своей доли в американском рынке, что уже готовятся покинуть Иран. Именно этого ЕС не хочет, и на то есть веские причины. Потеряв доступ к финансам Запада, Иран также утратит необходимость сдерживания своей ядерной программы.

Иван Шилов ИА REGNUM
Евросоюз

Сможет ли ЕС что-нибудь предпринять для сохранения СВПД? Европейские дипломаты провели переговоры с иранскими коллегами, чтобы найти выход из сложившегося положения. ЕС взял на себя обязательство найти способ расширить экономические отношения с Ираном и сохранить иранские поставки нефти. Также обсуждалось возможное введение санкций против американских активов в ЕС, если Вашингтон применит вторичные санкции против европейских компаний. Звучали предложения о создании альтернативных структур финансирования, включая переход на евро вместо доллара.

Читайте также: The Hill: Выход из СВПД может загнать США в их собственную ловушку

ЕС также намерен продолжить дипломатическое взаимодействие с США по данному вопросу. Однако все дипломатические усилия могут сойти на нет, точно так же, как и 8 мая. Нынешнего оккупанта Овального кабинета не интересует мнение европейских дипломатов. Как заявил один из дипломатов ЕС: «Давайте не будем обманывать себя, мол, существуют десятки вещей, которые мы можем сделать. Нам особо нечем угрожать США. Поводов для оптимизма не так уж много».

У ЕС есть два варианта: нанести серьезный урон трансатлантическим отношениям и начать торговую войну с США, либо объяснить Ирану, что для сохранения его экономики нужно согласиться на условия США. Остается надеяться на то, что США сделали правильные выводы из военной кампании в Ираке в 2003 году и понимают, что превентивные военные действия против Ирана — это предприятие, обреченное на провал.