Недовольный ядерной сделкой с Ираном президент США Дональд Трамп поставил своим европейским союзникам условие: либо Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) будет исправлен до 12 мая, либо он вновь введет санкции. В ответ на это партнеры Вашингтона в ЕС выступили с рядом мер, которые должны дать главе Белого дома возможность заявить о его победе и в то же самое время остаться в рамках соглашения. Тем не менее если лидеры государств — членов ЕС хотят сохранения соглашения, им нужно не быть заложниками капризов администрации Трампа, а действовать в своих интересах, пишет директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард в статье для австралийского издания The Strategist.

Иван Шилов ИА REGNUM
Иран

Автор отмечает, что иранская проблема вышла на первый план в интересный момент — спустя 15 лет после вторжения в Ирак. Для дипломатов ЕС катастрофа 2003 года и успех ядерной сделки в 2015 году представляют собой две внешнеполитические крайности. Так, война в Ираке стала печальным моментом для ЕС. Тогда страны-члены были друг против друга, поддерживая и выступая против вторжения США, несмотря на то, что ни одна из них не имела влияния на решения Вашингтона. Ядерная же сделка, напротив, воспринимается как решительный успех ЕС.

Pixabay.com
Разворот на 180 градусов

Стремясь избежать еще одной войны на Ближнем Востоке, страны блока начиная с 2005 года стали действовать с опорой на свои интересы, применя различные методы наказания и поощрения как в отношении Тегерана, так и Вашингтона. В частности, Ирану европейские дипломаты предложили выбирать между замораживанием своей ядерной программы и выходом из международной изоляции, с одной стороны, и продолжением работ в ядерной области, что повлекло бы за собой дальнейшее ужесточение санкций и, возможно, начало войны. В то же самое время страны ЕС, убедив Россию и Китай поддержать их стратегию, поставили перед выбором и США: либо Вашингтон присоединяется к международной коалиции для оказания дипломатического давления на Иран, либо он будет вынужден принимать военные меры сомнительной эффективности в одиночку.

На сегодняшний день основными задачами лидеров стран ЕС являются деэскалация борьбы за гегемонию на Ближнем Востоке Ирана и Саудовской Аравии, ядерное нераспространение, борьба с терроризмом и остановка потоков беженцев на территорию государств — членов блока. Однако осуществление поставленных задач во многом подрывается администрацией США, которая демонстративно встала на сторону Эр-Рияда и Тель-Авива против Тегерана по таким региональным вопросам, как войны в Йемене и Сирии, а также процессам в Ираке и Ливане.

Lettuce
Саботаж (уличное граффити)

В связи с этим ряд дипломатов в ЕС стал высказывать опасения относительно того, что попытки замирить Трампа могут поставить их государства в невыгодные для себя положение, как было в случае отношений между бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром и бывшим президентом США Джорджем Бушем — младшим в 2003 году. Тем не менее пока осторожный подход стран ЕС заключается в том, чтобы и удовлетворить запросы Трампа, и сохранить Иран в рамках соглашения, из которого он выйдет в случае введения санкций.

Для этого странам ЕС нужно соблюдать очень осторожный баланс, чтобы не сыграть на руку сторонникам жесткой линии ни в США, ни в Иране. Поэтому самая большая опасность теперь может исходить из попытки любой ценой замирить Трампа тогда, когда необходимо работать над планом Б для спасения соглашения без США. Такой план, среди прочего, должен включать в себя экономическую помощь Ирану в случае введения США санкций, если Тегеран сохранит приверженность сделке. Такая помощь станет основой для более обширной стратегии вовлечения Ирана и других заинтересованных сторон в деэскалацию региональных конфликтов.

Pxhere.com
Балансировка над пропастью

Здесь, безусловно, наилучшим вариантом стало бы решение Трампа сохранить членство США в рамках СВПД, тем не менее чтобы убедить главу Белого дома в целесообразности такого шага, ЕС должен быть готов решать эту проблему в одиночку. Для этого Трампа нужно поставить перед очевидным выбором: либо он сохраняет ядерную сделку с Ираном в обмен на поддержку ЕС в решении региональных вопросов и проблемы ракетной программы Ирана, либо он из соглашения выходит, рискуя лишиться взаимодействия со стороны ЕС и стать свидетелем появления у Ирана ядерного оружия.