Повышение пенсионного возраста — не единственный способ решить вопрос проблемы Пенсионного фонда РФ (ПФР), и ликвидировать дефицит фонда можно было бы и без таких радикальных мер. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 28 апреля заявил член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин («Справедливая Россия»).

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе интервью телеканалу «Россия 1» заявил, что правительство готово на законодательном уровне решать вопрос повышения пенсионного возраста. Ранее о необходимости повышения пенсионного возраста говорил и экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

«Идеи Кудрина живут и побеждают на данном этапе исторического развития страны. Но надо понимать, что в отношении примерно 40% работников пенсионный возраст правительство и «Единая Россия» уже повысили», — отмечает Шеин.

По его словам, речь идёт о тех людях, которые не имеют официальной занятости. Так, с 2014 года пенсии исчисляются по новой балльной системе, учитывающей стаж. Если страхового стажа недостаточно, то гражданам придётся ждать социальной пенсии ещё пять лет.

«Новая система начисления пенсий автоматически отсекает таких граждан от возможности получить пенсию своевременно. То есть их пенсионный возраст уже фактически увеличен на пять лет», — считает Шеин.

Между тем, по его словам, пока число таких людей недостаточно заметно для того, чтобы вызвать реакцию в обществе. Так, по данным депутата, в 2018 году речь идёт про 40 тыс. человек, но Шеин уверен, что число таких граждан будет расти в геометрической прогрессии.

«Ключевая проблема Пенсионного фонда РФ (ПФР) в том, что у нас большое количество пенсионеров. Их количество действительно выросло, в 1990 году оно составляло примерно 24 млн человек, а сегодня — более 40 млн человек. Но надо понимать, что существенная часть этих пенсионеров — работники силовых ведомств и служб, в меньшей степени работники вредных цехов, потому что у них идёт усложнение выхода на пенсию. То есть, немаленькая часть пенсионеров — это те, кто вышел на пенсию в 45 лет», — объясняет Шеин.

Читайте также: Медведев: Пора обсуждать с законодателями повышение пенсионного возраста

При этом, по его словам, демографическая нагрузка на общество не так выросла, как об этом говорит правительство. Речь идёт о количестве неработоспособных граждан в расчёте на тех, кто работоспособен.

«А неработоспособные люди это не только пенсионеры, но и дети. Соответственно, если количество людей пенсионного возраста возросло, а количество людей уменьшилось, то демографическая нагрузка на работающих не так быстро возросла. Поэтому когда правительство такие вещи умалчивает, то это механизм манипуляции общественным мнением, обмана и лжи», — уверен Шеин.

Между тем, по его мнению, ключевая проблема ПФР сегодня заключается в наличии огромного рынка неофициальной занятости. Так, это приводит к ежегодной потере для ПФР в размере 2,5 — 3 трлн рублей.

«Это цифра практически перекрывает реально имеющийся дефицит Пенсионного фонда. Если мы решим проблему неофициальной занятости, то проблема дефицита ПФР тоже будет решена без всякого повышения пенсионного возраста», — считает Шеин.

Однако для того, чтобы решить проблему неофициальной занятости правительству «надо поссориться с работодателями», считает депутат. Так, главная проблема неофициальной занятости сегодня — в бесправии работников, которые не могут защищать свои права и потребовать от работодателя официальных трудовых договоров.

«Чтобы потребовать эти договоры, им нужны гарантии от увольнения, гарантии профсоюзной деятельности, реального права на забастовку. То есть набор минимальных базовых условий, чтобы человек не боялся своего начальника и не боялся остаться на улице», — объясняет Шеин.

В этом, по его словам, и заключается механизм решения проблем пенсионного обеспечения в РФ — нужно помочь работникам защищать свои права против работодателей, а также запретить выдавать льготы фирмам, которые используют неофициальный труд.

«То есть методично решать проблему неофициального труда, это позволит за счёт легализации зарплат закрыть дефицит ПФР без всякого повышения пенсионного возраста. Но такой механизм, очевидно, вряд ли мы увидим от правительства, потому что размышляют они о другом», — предполагает Шеин.