Спустя ни много ни мало восемь лет после кризиса Греция вновь хочет обрести финансовую самостоятельность и выйти из зависимости от Евросоюза. Для этого страна должна будет принять жесткую экономическую реформу и выполнить ряд других не менее жестких требований Еврокомиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ), пишет немецкое онлайн-издание Der Spiegel.

По окончании третьей по счету программы помощи Греция хочет, чтобы Брюссель свое финансовое вмешательство прекратил, заявил премьер-министр страны Алексис Ципрас в парламенте Греции. По словам лидера левой партии СИРИЗА, Афины не хотят ни пролонгации, ни дополнительной кредитной линии, ни какого-либо другого «псевдовыхода» из программы. «Это будет четкий и честный выход», — подчеркнул Ципрас.

Германия и другие страны еврозоны заявили, что возражать против выхода Греции из программы помощи не будут. Во времена Брексита и продолжающейся дискуссии о спорных реформах еврозоны им больше всего хотелось бы сказать: операция прошла успешно, Греция, наконец-то, встала на свои ноги.

Однако в действительности встать на свои ноги Греции будет не так уж просто. Детали выхода Греции из программы помощи ЕС обсуждались на встрече министров финансов Европы, прошедшей в эту пятницу, 27 апреля, в Софии. И похоже, Брюссель прекратит свой надзор за Афинами не так скоро, как этого хотелось бы Алексису Ципрасу.

Успешное завершение текущей программы будет возможно только после предоставления ее окончательного обзора к 21 июня 2018 года. К этому времени Греция должна выполнить в общей сложности 88 условий, многие из которых формальны. Однако есть и более сложные, такие как либерализация энергетического рынка или приватизация, которые в Греции продвигаются очень медленно и мучительно. «Греки продвинулись не так далеко, как мы надеялись, — отметил федеральный министр финансов ФРГ Олаф Шольц (СДПГ). — У них еще много домашней работы».

Греции также предстоит подписать с Брюсселем соглашение о мониторинге после окончания программы помощи. И этого избежать нельзя, потому что кредитная линия была предоставлена Греции скором на 40 лет. Да и недоверие федерального правительства к Греции сохраняется, несмотря на профицит в 4,2%.

Далее необходимо соглашение об облегчении долгового бремени, которое Еврогруппа предлагала еще два года назад. Соглашение подразумевает механизм, с помощью которого обслуживание долга Греции автоматически сокращалось бы во время кризиса и увеличивалось бы при росте. Однако против такого подхода уже выступила Германия, заявив, что «слабый рост не дает Греции права сократить свои долговые платежи».

Неясным до сих пор остается и вопрос участия МВФ. Международный валютный фонд, как известно, в третьей программе помощи участвовать не стал, поскольку он не считает долг Греции жизнеспособным и требует либо облегчения долгового бремени, либо его дальнейшего сокращения. В финансовом отношении вклад МВФ больше не нужен и имеет скорее символическое значение, заявляют в Греции.

Сможет ли Греция, несмотря на все эти препятствия, стать «нормальной страной» еврозоны, как пообещал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер во время своего визита в Афины, — пока неясно. На данный момент в Еврокомиссии обсуждается вопрос предоставления той дополнительной кредитной линии, которую премьер-министр Ципрас так категорично отвергает.