В Астрахани 31 марта с участием министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова прошло совещание рабочей группы по подготовке президиума государственного совета РФ «Развитие прикаспийской транспортно-логистической инфраструктуры — основа экономического роста субъектов Российской Федерации в Волго-Каспийском бассейне». Как сообщила пресс-служба областной администрации, целью встречи была разработка проектных решений, необходимых для развития региона.

Руководителем рабочей группы является астраханский губернатор Александр Жилкин. Первое заседание рабочей группы прошло еще в феврале 2018 года в администрации президента РФ. Сейчас группа формирует предложения в проект перечня поручений президента России — предложений уже поступило 50 предложений, еще около 30 — только ожидаются.

Александр Жилкин 30 марта предложил снять барьеры для перемещения товаров между Россией и Ираном по транспортному коридору «Север — Юг», а также разрешить ввоз пшеницы в Иран и вывоз цемента из Ирана, а также высказался за проведение фумигации древесины, предназначаемой на экспорт в Иран, непосредственно в местах её заготовки.

«Наши предложения по установлению зон свободной торговли между странами поддержаны МИДом России, Комиссией Евроазиатского экономического союза, Российско-Иранским деловым союзом», — заявил губернатор.

По мнению астраханцев, на Каспии должен появиться единый транспортный российский оператор. Жилкин также предложил меры по обустройству пунктов пропуска в портах, развитию круизного туризма на Каспии, созданию условий для строительства торгового и рыбопромыслового флота. По данным, озвученным астраханским губернатором, для возобновления морского промысла на Каспии нужно построить 12 современных рыболовных судов.

Лев Кузнецов на совещании указал на важность современных транспортных коридоров для формирования экспортного потенциала России. Он заявил, что формироваться они должны «системно и глобально, а не в рамках ведомственных и региональных интересов».

«Мы с руководством Астраханской области, Дагестана, Калмыкии и регионов, которые тяготеют к Каспию, видим перед собой ключевую задачу — оживление каспийского направления. В том числе «встраивание» России в международные транспортные коридоры», — сказал Лев Кузнецов.

По мнению Кузнецова, коридор «Север — Юг», который должен соединить Северную Европу с Индией и составить серьёзную конкуренцию Суэцкому каналу, пока работает «очень слабо», несмотря на большой потенциал. Также, по мнению министра, российские порты на Каспии загружены очень слабо — их пропускная способность составляет 25 млн тонн в год.

«Но мы видим, что за прошлый год всего было перевалено 4 млн грузов. Для сравнения, в 2016 году было около шести млн грузов. При этом наши зарубежные друзья развивают и строят новые мощности, увеличивают грузопоток. Поэтому мы или будем конкурировать, или полностью проиграем по этому направлению в ближайшие годы», — заявил Кузнецов.

По мнению Александра Жилкина, модернизация портовой инфраструктуры в первую очередь должна работать на качество и скорость обработки грузов, что позволит России ускорить развитие торговли с Индией и Китаем.

«Поэтому мы хотим в порученческих пунктах обозначить конкретные прикладные решения — это вопрос по строительству в Дагестане нового порта, создание конкурентоспособных тарифов, режимов свободных портов, вопросы дальнейшего развития судостроения, возобновление рыбопромысла и другие», — сказал глава Минкавказа Лев Кузнецов.

Справка ИА REGNUM : создание Международного транспортного коридора «Север — Юг» было инициировано Минтрансом России для удобства транспортного и грузового сообщения со странами Прикаспийского региона, Персидского залива и Южной Азии. Один из маршрутов коридора — Транскаспийский — проходит через российские порты Астрахань, Оля, Махачкала.