Литовские спецслужбы — департамент государственной безопасности и второй департамент оперативных служб при минобороны Литвы — сегодня, 26 марта, представили отчёт об угрозах национальной безопасности, в котором одну из глав посвятили отношениям между Россией и Белоруссией, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению авторов отчёта, внутреннюю политическую ситуацию в Белоруссии по-прежнему обуславливают усилия администрации Александра Лукашенко, направленные на «сохранение и укрепление авторитарного режима».

«Белоруссия, продолжая нормализировать отношения с Западом, демонстрирует желание дискутировать о положении прав человека или рассматривать изменения правовых актов, регламентирующих выборы, но в 2017 году в этих сферах не был достигнут прогресс. Формирование гражданского общества ограничено политической пассивностью жителей и расколом оппозиции.

В Белоруссии стала ухудшаться социально-экономическая ситуация, поэтому в феврале-марте 2017 года в стране прошли самые крупномасштабные с 2010 года акции протеста. В них приняли участие более 20 тыс. человек. Сначала власть относилась с терпимостью к протестам граждан, но когда начал формироваться потенциал политических требований, они были подавлены. Предполагается, что в ближайшем будущем характер и масштаб протестов не будет вызывать угрозы для правящего режима», — пишут литовские спецслужбы в публичной части своего отчёта.

В документе подчёркивается, что Белоруссия — ближайший союзник России, который поддерживает ее интересы в регионе.

«Внешняя политика Белоруссии остается зависимой от интересов России, стратегические вопросы внешней политики Белоруссии согласовываются в Москве, а самостоятельные инициативы Белоруссии вызывают недовольство России», — говорится в отчёте.

«Несмотря на разные взгляды на интеграционные процессы, в которых Россия стремится к более политическим, а Белоруссия — экономическим целям, Белоруссия продолжала участвовать в контролируемых Россией политических, военных и экономических организациях. В 2018 году вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, хотя Лукашенко грозился его бойкотировать. Белоруссия участвовала в мероприятиях формата СНГ, которые не имеют значения на международном уровне, но которые политически важны для России. После длившихся полтора года разногласий из-за цены на газ в апреле 2017 года Белоруссия и Россия пришли к компромиссу, но двусторонние отношения остаются и, скорее всего, останутся конфликтными. Принятое Москвой решение ужесточить пограничный контроль на границе России и Белоруссии — это сфера, у которой сейчас наибольший проблемный потенциал. Пограничная тематика связана с экспортом белорусских продуктов питания в Россию. После того, как Москва в 2014 году объявила запрет на импорт некоторых продуктов питания из западных стран, Белоруссия регулярно обвиняется в несоблюдении условий эмбарго и требований к качеству.

Конфронтация в двусторонних отношениях также может возникнуть из-за осуществляемого Белоруссией уголовного преследования журналистов regnum.ru и того, что Минск начал ограничивать трансляцию российских телеканалов, критикующих его политику», — говорится в документе.

В нём также подчёркивается, что в 2014 году в Белоруссии стали заметными тенденции «мягкой белорусизации» (внимание к белорусскому языку, национальным символам, исторической памяти), «и хотя они не означают системных перемен, создание белорусской идентичности, демонстрация отличий от России необходимы для поддержания стабильности режима».

«Белоруссия представляет Белорусскую АЭС как проект, гарантирующий энергетическую безопасность, но на самом деле этот проект еще больше свяжет ее с энергетической системой России. Минск заявлял, что стремится диверсифицировать экспорт, но главным торговым партнером остается Россия. На долю России приходится примерно половина всей внешней торговли Белоруссии. Ища альтернативы российской нефти, Минск вел переговоры с Ираном и в 2017 году получил 80 тыс. тонн иранской нефти. С учетом того, что это количество не составило даже 1% от количества поставляемой Россией нефти, такие действия Белоруссии имели только символическое значение. После того, как Россия возобновила предоставление финансовой помощи, Белоруссия приостановила переговоры с Международным валютным фондом. Стремление Минска гарантировать более благоприятные условия поставки энергетических ресурсов говорит о том, что, несмотря на декларируемое стремление к большей самостоятельности, Белоруссия свою экономическую устойчивость все еще связывает с Россией», — указано в главе документа, посвящённого Белоруссии.