В Якутии продолжают обсуждать «феномен Грудинина», набравшего в республике на выборах президента РФ 18 марта 27,25% голосов. По версии политолога Чокура Гаврильева, кандидат КПРФ просто успешно объединил вокруг себя региональную оппозицию, которая уже давно проявляет себя, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: «Феномен Грудинина» объяснили наличием серьёзного протестного ядра в Якутии

«Сравнительно высокий процент за Грудинина в Якутии — это не чистые голоса за коммунистов. Скорее, это проценты общей оппозиции, которая из года в год перекрашивается в различные цвета. В 2004 году она была немножко либеральной, а в этом стала «красного» цвета. Политологи и социологи скоро, наверное, будут изучать «якутский феномен» голосования, когда на политическом небосводе внезапно вспыхивают «звезды» и также быстро угасают», — полагает Чокур Гаврильев.

Он вспоминает, как на выборах президента в 2004 году сравнительно большую поддержку среди жителей республики получила Ирина Хакамада (8,74%). Тогда же Николай Харитонов, баллотировавшийся от КПРФ, набрал 11,33% голосов, а на тот момент сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме Сергей Глазьев — 3,35%.

«Сложите эти голоса оппозиции будет примерно — 23%», — сказал эксперт.

Читайте также: Поддержка Грудинина в Якутии — «способ показать Москве фигу из кармана»

На президентских выборах в 2012 году за лидера КПРФ Геннадия Зюганова проголосовали 14%, а за основателя партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова 6% (существенно больше, чем по стране). Председатель ЛДПР Владимир Жириновский получил тогда 4% поддержки.

«Плюсуем голоса либералов и коммунистов — получаем уже общие недовольные голоса — 26%», — отмечает Чокур Гаврильев.

Он также анализирует выборы главы Якутии в 2014 году, когда 29% протестных голосов собрал экс-министр финансов республики, представитель партии «Гражданская платформа» Эрнст Берёзкин.

«Голоса за Берёзкина — это не феномен, а факт. Он собрал все голоса «против». Это подтверждается тем, что его партия через год смогла набрать только 3 с небольшим процента. Таким образом, получается, что электоральные предпочтения избирателей из года в год особо не меняются. Недовольные 30% всегда были и будут. Меняется лишь кандидат от оппозиции: то женщина-демократ как Хакамада, то лево-правый (Зюганово-Жириновский), то лево-либеральный (Зюганово-Прохоров), то Берёзкин, то Грудинин… Не удивляйтесь. Просто у нас так голосуют. Лицо оппозиции меняется, а голоса остаются», — сделал вывод Чокур Гаврильев.

Как сообщало ИА REGNUM, политолог Виталий Обедин также объяснил «феномен Грудинина» в Якутии наличием в республике протестного ядра.

«В Якутии довольно серьезное протестное ядро, которое проявляется себя постоянно на крупных выборах, начиная с 90-х годов. Это примерно 20—24% голосов. При этом в регионе (и в стране) идут разные политические процессы, проходит чисто физиологическая смена поколений, а ядро недовольных остаётся на одном уровне», — отмечал эксперт.