В Литве действуют десятки правовых актов, за год сейм начинает рассматривать сотни новых законов, немалая их часть принимается в срочном порядке. Такие гигантские объемы законодательства не обеспечивают эффективность контроля над их действием, констатировал Госконтроль, поведя аудит действующего в Литве правого регулирования, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 марта. Данные аудита представлены публично.

Аудиторы проанализировали работу Сейма за последние четыре срока полномочий, а также деятельность правительства с 2004 года в сфере издания законов и правовых актов.

«В Литве действуют более 84 000 правовых актов, но в последние три года госучреждения провели наблюдение за правовым регулированием, установленным только в 47 правовых актах (0,06%). По оценке Института права, «почти во всех случаях наблюдение за правовым регулированием проводилось только формально, а не для того, чтобы выяснить настоящее, реальное влияние правового акта. Наблюдение выполнили только 11% госучреждений, которым было поручено это сделать, и ни одно самоуправление», — констатируется в выводах Госконтроля.

«Результаты фрагментированного и некачественного наблюдения за правовым регулированием не предоставляют информацию о необходимости и эффективности правового регулирования, а это не позволяет вовремя и должным образом реагировать на изменения, которые происходят в разных сферах деятельности общества», — пишет Госконтроль о проведенном аудите.

Подчеркивается, что за год сейму представляется в среднем около 700 законопроектов, то есть в 2−4 раза больше, чем парламентам соседних стран — парламенту Эстонии в среднем в год представляется 200 законопроектов, парламенту Польши — 338, парламенту Латвии — 417.

За 2012−2016 года в Сейме были зарегистрированы 3779 проектов, из них более половины 2200 представили члены Сейма поодиночке. Были приняты только 30% проектов, представленных членами Сейма, и 85% проектов, представленных правительством.

Согласно выводу Госконтроля, правительство не спешит представлять Сейму свое мнение по поводу родившихся в парламенте проектов — только 3% выводов представляется в течение предусмотренного в уставе Сейма срока, то есть в течение четырех недель, остальные более 800 проектов намного дольше ждут вводов правительства.

Согласно подсчетам аудиторов, в Литве в срочном или особо срочном порядке принимается около 50% законов. В Эстонии, например, в срочном порядке принимается только около 10% законов.

«Проведенный нами аудит показал, что в Литве популярна практика принимать правовые акты в срочном и особо срочном порядке, что должно делаться только в исключительных и ясно мотивированных случаях. Эта практика не позволяет членам Сейм обсудить все риски и оценить влияние возможного регулирования», — цитируется в пресс-релизе госконтролер Арунас Дулькис.

По данным Госконтроля, почти 70% предложений рассмотреть законопроекты в срочном или особо срочном порядке мотивированы тем, что Литва опаздывает перенести право ЕС: «На подготовку и принятие законов, с помощью которых были бы перенесены установки директив, Литве, как и другим странам ЕС, обычно дается два года. Кроме того Литва не успевала перенести в национальное право 54% директив ЕС, срок переноса которых истек в первом полугодии 2014−2017 годов».

Госконтроль рекомендовал Сейму в уставе предусмотреть четкие критерии, когда законы могут и должны рассматриваться в срочном порядке. Также, по словам контролеров, нужно рассмотреть срок, в течение которого правительство должно представить выводы относительно проектов, представленных членами Сейма.

В выводах Госконтроля также есть рекомендации правительству — «реорганизовать системы оценки влияния и наблюдения за правовым регулированием, установить способы и порядок консультирования с обществом, обеспечить документацию, хранение и систематизацию данных, связанных с законодательным процессом».