Украинские эксперты активно обсуждают последствия и значение подписания президентом Украины Петром Порошенко закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

Закон легализовал присутствие украинской армии в Донбассе. Теперь на передовой украинские военные смогут самостоятельно принимать решения в зависимости от ситуации.

В свою очередь, юрист Александр Москалюк допускает, что закон может притормозить российско-американские переговоры по Украине.

«Мы все прекрасно понимаем, что, по сути, переговоры происходят между Российской Федерацией и США. Все другие субъекты международных отношений в силу разных обстоятельств не способны влиять на этот процесс. Если мы посмотрим на Германию и состояние её вооруженных сил, то увидим, что их состояние намного хуже, чем у Украины. Министр обороны Германии говорит, что страна не может быть в НАТО, поскольку у неё 80% самолетов не могут подняться в воздух», — сказал Москалюк 22 февраля в эфире телеканала «112 Украина».

Эксперт также выразил сомнения в том, что принятие закона приведет к эскалации войны в Донбассе.

«Есть вопрос, насколько он является полноценным законом? Потом его можно будет оспорить с точки зрения конституционности по несоответствию процедуре принятия. Я не склонен преувеличивать значение этого закона, а следовательно, и реакцию на него», — подытожил Москалюк.

При этом политический эксперт Владимир Полевой напомнил, что еще в июне 2014 года «АТО» приобрела форму военной операции на востоке страны.

«С конца июня 2014 года, когда Украина начала активные наступательные действия для восстановления контроля над временно оккупированными территориями, АТО приобрела вид военной операции с применением артиллерии, авиации, систем залпового огня. Приблизительно с июня 2014 года справедливо начали поднимать вопрос о том, что АТО надо переформатировать, а статус и название привести в соответствие с реальностью», — сказал Полевой.

Он позитивно оценил смену формата «АТО» на операцию объединенных сил.

«Это позитивная перемена… Ввод операции объединенных сил — это долгожданная перемена с точки зрения военных, которые давно ждали, что все командование будет сконцентрировано у них. Это будет способствовать оперативности принятия решений. Теперь применение военных предусмотрено законом», — добавил Полевой.

В то же время депутат от фракции «Народный фронт» Юрий Береза заявил, что страны Запада не разрешили и не разрешат назвать события в Донбассе войной. Он прогнозирует, что Украина «отвоюет Донецк и Луганск» по «хорватскому сценарию».

«К сожалению, в 2014 году мы под влиянием наших западных партнеров попали в своеобразную «вилку», поэтому у нас не было и не будет «войны» в Донбассе. То, что у нас происходит, не отвечало понятию АТО, которая проводится в рамках одного населенного пункта, не более. Теперь мы систематизировали свое законодательство. Основная нагрузка закона в том, что мы назвали агрессора агрессором. АТО может руководить только служба безопасности Украины. При этом основным участником операции была украинская армия — сухопутные силы. Теперь руководителем объединенного штаба будет военный. Он стратегически и тактически сможет более эффективно управлять войсками… Мы стоим на раздорожье, которое приведет нас к «хорватскому варианту», — прогнозирует Береза.

Кроме того, советник президента Украины, военный волонтер Юрий Бирюков отметил, что «закон «принят» нашими западными союзниками и не вызывает у них противоречий».

«Закон (прочтите, там много интересного) не просто описывает порядок применения силы для защиты нашей территории. Там еще и закладывается четкий фундамент под многомиллиардные иски к РФ. Да, они будут ползать по международным судам годами, да, это будет не скоро… Так что, дружочки, то АТО — уже не АТО. …Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части её территории при помощи вооруженных формирований РФ…», — добавил Бирюков.

Напомним, что «хорватский сценарий» — события августа 1995 года, когда армия Хорватии начала операцию «Буря», которая продолжалась несколько дней и завершилась ликвидацией самопровозглашенной Республики Сербская Краина. В операции участвовало около 200 тысяч хорватских военных. В итоге свои дома пришлось покинуть сотням тысяч сербов, которые бежали в Сербию, Черногорию и Боснию и Герцеговину.

Как сообщалось, закон о реинтеграции Донбасса предусматривает уголовную ответственность за коллаборацию и участие в боевых действиях на стороне противника. Предусматривается «гибридный путь» возврата оккупированных территорий путем санкций, международных судов и укрепления военной мощи ВСУ. Руководство всеми силовыми структурами осуществляет генштаб ВСУ, тактическое — командующий объединенных сил, которого назначает президент. Кроме того, названия ДНР и ЛНР заменили на «оккупационные администрации».