Байкал в очередной раз стал жертвой бюрократических игр
Улан-Удэ, 21 февраля, 2018, 10:02 — ИА Регнум. Споры вокруг водоохранной зоны (ВЗ) уникального озера Байкал набирают обороты. По мнению председателя комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Общественной палаты Бурятии Евгения Кислова, чтобы соблюдался баланс между защитой Байкала и жизнью местного населения, водоохранная зона озера должна быть научно обоснованной.
В настоящее время площадь действующей водоохранной зоны озера Байкал составляет 57,2 тыс. кв. км (утверждена в марте 2015 года — прим. ИА REGNUM ). В её границах расположено 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения ТКО, порядка 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций, около 540 км дорог без твёрдого покрытия, 159 населённых пунктов, в которых проживают 128,4 тыс. человек.
Читайте также: Байкал: присвоен чиновниками и захвачен китайцами
Волну обсуждений вызвало предложение министерства природных ресурсов и экологии РФ о значительном уменьшении границ ВЗ — до площади 5,9 тыс. кв. км. В феврале 2018 года Минприроды внесло в правительство РФ соответствующий проект распоряжения. В министерстве при этом утверждали, что в своих выводах они основывались на научно-обоснованном подходе, предложенном Сибирским отделением Российской академии наук — Институтом географии им. В. Б. Сочавы. При этом в самом институте корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что Минприроды подало в правительство РФ проект не совсем в том виде, в каком его готовил институт. В частности, учёные предлагали оставить населённые пункты в границах водоохранной зоны, но чиновники к ним не прислушались.
Читайте также: Что-то здесь не так: водоохранная зона Байкала оказалась в центре скандала
«Водоохранная зона Байкала должна быть научно обоснованной. И наиболее всего этому принципу отвечает проект, разработанный институтом географии им. Сочавы СО РАН», — подчеркнул Евгений Кислов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.
«Повторяется типичная ситуация, когда проекты, касающиеся регионов, в этих самых регионах никто ни разу не видел. Они не проходили общественных слушаний, а, между прочим, это документы, которые в некотором роде ограничивают права людей, поэтому они обязаны проходит через общественные слушания. То есть это сугубо бюрократические игры в Москве», — сказал собеседник ИА REGNUM, комментируя информацию о том, что Минприроды подало проект не совсем в том виде, в каком его разработали в институте географии им. Сочавы.
Между тем, как ранее сообщало ИА REGNUM, в Госдуме готовы идти на компромисс по сокращению ВЗ Байкала. 19 февраля зампредседателя Госдумы Ольга Тимофеева («Единая Россия») заявила о том, что при разработке идеи сократить площадь водоохранной зоны правительство РФ не учитывает мнения большинства экспертов. По мнению Тимофеевой, сокращение ВЗ может сильно ухудшить экологическую ситуацию озера Байкал.
Читайте также: В Госдуме готовы идти на компромисс по сокращению водоохранной зоны Байкала
Как подчёркивает эколог, член общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Наталья Тумуреева, ситуация, возникшая вокруг «перекраивания» водоохранной зоны Байкала, является весьма показательной:
«Я так подозреваю, что в данном случае речь идёт о некой «антибайкальской многоходовке». То есть жителям создали невыносимые условия, они возмутились, и на фоне этого возмущения под предлогом заботы о жителях можно сократить и Центральную экологическую зону».
Справка: Центральная экологическая зона (ЦЭЗ) включает в себя Байкал с островами, прилегающие к Байкалу водоохранную зону и особо охраняемые природные территории. В границах ЦЭЗ запрещены и ограничены виды деятельности, при которых оказывается негативное воздействие на уникальную систему озера Байкал.