Самый популярный в России поисковик «Яндекс» создал в информационном новостном поле ситуацию, которую нельзя назвать здоровой. Как показало проведенное ИА REGNUMисследование, заявленная «Яндексом» объективная и независимая подборка новостей в топ-5 не является на поверку ни объективной, ни независимой. Исследование продолжалось с 15 ноября по 27 декабря 2017 года, за это время было собрано 4118 замеров, показывающих содержание новостного топа.

Робот «Яндекс»
Робот «Яндекс»
Иван Шилов © ИА REGNUM

Результат математической обработки набранной статистики можно со всем основанием считать поразительным. Всего лишь восемь СМИ из имеющихся в стране 10 000 попадают в этот топ регулярно и с вероятностью более 95%. Мало того, и среди оставшихся за бортом существует некая «градация веса», в соответствии с которой даже самый интересный, злободневный и исключительный материал не сможет пробиться в топ-5 в рамках «объективного и независимого отбора» механизмами «Яндекса». Это тем более примечательно на фоне того, что в топ-5 может гарантированного попасть новость устаревшая, не эксклюзивная и даже содержащая грамматические ошибки, зато ведущая на сайт «избранного» СМИ.

Что же получается в сумме? «Яндекс», пользуясь своим положением практически монополиста в новостном поиске, обернул работу крупнейших СМИ страны на свои коммерческие интересы, и, в свою очередь, крупнейшие СМИ, в том числе и государственные, обслуживают коммерческий интерес «Яндекса». Положение совершенно ненормальное для информационного рынка огромной страны, который из самых принципиальных соображений должен быть открытым и честным.

В связи с этим ИА REGNUM5 февраля направил обращение в Федеральную антимонопольную службу. Обращение содержит в себе два требования, а именно:

1. Признать действия ООО «Яндекс», выражающиеся в формировании «Топа новостей», ранжировании новостей по их производителям нарушениями ч. 1 ст. 10 и ст. 14.3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с запретом выноса «Топа новостей» на главную поисковую страницу.

С результатами исследования и технологией его проведения можно детально ознакомиться здесь: Рукотворные роботы «Яндекса» атакуют! — и переворачивают Россию