Высылка северокорейских трудовых мигрантов не испортит отношений между Москвой и Пхеньяном, считает востоковед, профессор сеульского университета Кунмин Андрей Ланьков. Об этом он заявил 7 февраля корреспонденту ИА REGNUM, комментируя новость о том, что власти Российской Федерации в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН приступили к высылке северокорейских рабочих.

Читайте также: Мацегора: Россия начала высылку северокорейских трудовых мигрантов

«Дело в том, что эта высылка проводится всеми государствами — членами ООН, — заметил Ланьков. — Все страны, у которых были северокорейские рабочие, их высылают. Сложно сказать, что по этому поводу северные корейцы сильно обидятся на РФ. С другой стороны, Северная Корея нуждается в определенной дипломатической и политической, а при должном везении и в гуманитарно-экономической поддержке со стороны РФ. Сейчас, когда отношения с Китаем резко ухудшились, КНДР воспринимает РФ как полезную великую державу. Идти на конфронтацию с РФ из-за того, что та выполняет решения Совбеза ООН, Северная Корея не станет».

Также он рассказал, что рабочие из Северной Кореи трудились в СССР ещё даже до официального провозглашения КНДР. На протяжении прошедших 70 лет было всего несколько лет (в начале 50-х и начале 60-х годов), когда северокорейские трудовые мигранты на российской земле не работали.

«В 40-е и 50-е годы их набирали для работы на рыбных промыслах Сахалина, Камчатки и других районов Дальнего Востока, — отметил Ланьков. — С 60-х годов основной сферой приложения северокорейского труда стали лесоразработки в Хабаровском крае и других районах Сибири. С конца 90-х годов они работают в основном в строительстве, а в некоторых случаях и на промышленном производстве».

При этом эксперт призвал не строить иллюзий относительно симпатий Северной Кореи к нашей стране.

«Северокорейское руководство ещё с тех времен, когда в Кремле сидел Иосиф Виссарионович Сталин, воспринимает весь мир как потенциально враждебный, — уточнил Ланьков. — Исключения для Китая или СССР особо никогда не делалось. С точки зрения северокорейского руководства, весь мир против них. Во многом они, кстати, правы — это не паранойя. Они всегда пытаются использовать противоречия великих держав. У них есть основания строить близкие отношения с РФ, чтобы использовать ее против Китая и США. В иных обстоятельствах они бы строили близкие отношения с Китаем. Я не удивился бы, если бы при определённом повороте событий Пхеньян с удовольствием дружил с США против Китая».

Что касается трудовых мигрантов, то, как отметил Ланьков, те имеют для экономики КНДР большое значение, хотя, конечно, не такое, как для Таджикистана или Узбекистана. Труд северокорейских рабочих приносит бюджету КНДР несколько сот миллионов долларов в год.

«Это заметная часть северокорейских валютных доходов, — рассказал Ланьков. — Северокорейские трудовые мигранты распределены по трём регионам мира. Они примерно поровну разделены между Китаем, Россией и Ближним Востоком. На Ближнем Востоке их немного меньше, чем в России, а в Китае немного больше. Любопытно, что мигранты с Ближнего Востока приносят в бюджет больше денег, чем трудовой мигрант, работающий в РФ и в Китае».

Востоковед подчеркнул, что речь идёт не о том, будто Северная Корея живёт за счёт трудовой миграции в Россию, хотя труд её граждан в РФ — это заметный источник дохода, который составляет несколько процентов в общих северокорейских валютных поступлениях.

В целом же работа за границей, например в России, это, по словам эксперта, самая выгодная работа, которую может получить рядовой северный кореец:

«Это работа-мечта. Чтобы получить такую работу, нужно иметь безупречную анкету. Людей, у которых какие-то проблемы с родственниками, или тех, кто был замешан в политических или уголовных делах, посылать за границу не станут. Во-вторых, должна быть готовность заплатить взятку. Стандартная взятка за поездку на работу в РФ составляет примерно 500 долларов. Хотя многое зависит от того, кто её дает и на какую работу едет. Китай «стоит» дешевле — 200−300 долларов. Поездка на Ближний Восток оценивается так же, как и поездка в РФ».

Ланьков рассказал, что, вернувшись домой, северокорейский рабочий делает всё возможное, чтобы опять отправиться работать за границу, так как это шанс заработать приличные деньги. Доходы эти, впрочем, разнятся, так как людей отличает разный профессионализм и желание экономить.

«Можно считать, что, отработав два-три года за границей, северокорейский рабочий привозит домой несколько тысяч долларов, — отметил Ланьков. — Этих денег достаточно для того, чтобы его семья (обычно жена) основала какой-то маленький бизнес. Скорее всего, речь идёт о лавочке на рынке или небольшой частной столовой. Общепит в КНДР давно уже целиком частный, хотя действует под формальными государственными вывесками. Тётенька, которая хочет организовать столовую, просто договаривается с городскими или уездными властями. Платит им деньги (вполне официально) в качестве налога и получает право использовать государственную вывеску. Её предприятие официально будет считаться государственным, но по факту оно частное. Организовать такую лавочку или ресторанчик можно, если у тебя есть стартовый капитал. Едва ли не единственный способ заработать такой капитал — это съездить за границу».

Что касается качеств трудового мигранта из Северной Кореи, работающего в РФ, то в первую очередь он отличается законопослушностью и трудолюбием.

«Трудовой мигрант из КНДР, как правило, не может рассчитывать на поддержку каких-то землячеств внутри России, — заявил кореевед. — И если он совершит уголовное преступление, северокорейские власти не станут его покрывать. Более того, его, скорее всего, ждёт дополнительное суровое наказание на Родине. Исключением считается участие во всяких нелегальных операциях, которые благословлены северокорейскими властями».

Например, в 80-е годы северные корейцы активно занимались браконьерством на территории России, а в 90-е годы, по словам Ланькова, был период, когда северные корейцы, действуя с благословения властей, сбывали на территории РФ наркотики.

«С начала 2000-х годов любая такая деятельность по решению северокорейского руководства на территории РФ и КНР прекращена», — уточнил он.

Напомним, по словам посла России в КНДР, власти РФ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН приступили к высылке северокорейских трудовых мигрантов, сообщил ТАСС. По словам дипломата, действия Российской Федерации подтверждают приверженность страны неукоснительному выполнению решений СБ ООН.

Отметим, что эти ограничительные меры были серьёзно увеличены по линии Совета Безопасности ООН в конце 2017 года в связи с испытанием Пхеньяном в ноябре баллистической ракеты. В Северную Корею также запретили поставлять промышленное оборудование и транспортные суда. Ограничены поставки нефти и продуктов нефтепереработки.