Международный валютный фонд занял жесткую позицию по отношению к Украине в вопросе создания высшего антикоррупционного суда. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард во время совместной пресс-конференции с президентом Петром Порошенко ничего не сказала о выделении Киеву кредита. Об этом 25 января сообщил инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

«Отсутствие содержательных месседжей после встречи Порошенко — Лагард говорит о том, что в этот раз мадам Лагард хорошо подготовилась перед встречей и не пошла на уступки по антикоррупционному суду. Прошлая такая встреча подарила нам большую «зраду» (предательство — перевод с укр.яз. ИА REGNUM ), а именно — отказ от рынка земли как условия для следующего (и теперь уже, очевидно, последнего) транша в программе. В этот раз позиция кредиторов, судя по всему, была более жесткой», — написал Фурса в Фейсбуке.

Он положительно оценивает нежелание МВФ кредитовать Украину. Фурса считает, что принципиальная позиция фонда заставит чиновников заняться реформированием страны.

«Как результат — никаких приятных новостей о прорыве. Лагард не пошла на уступки, и Порошенко нечему было радоваться в своих отчетах о встрече. А в МВФ уже понимают, что радоваться можно и даже говорить хорошие новости вслух не тогда, когда тебе пообещали что-то ребята из Украины, а когда они это выполнили. И когда их «выполнение» проанализировали юристы и аналитики. Но отсутствие новостей — это уже новость. И в нашем случае — хорошая новость. Когда «пацаны» поймут, что деньги арабских шейхов им не светят, они придут к необходимости сделать антикоррупционный суд так, как надо. Главное, чтобы к тому времени не было поздно», — добавил Фурса.

Кроме того, политолог Мария Золкина считает, что в украинском обществе негативное отношение к МВФ сформировали политики. По её словам, именно украинское правительство ответственно за повышение коммунальных тарифов, рост инфляции и цен, а не МВФ.

«Любой пункт меморандума, который формирует Украина для получения очередного транша от МВФ, поддается сильной критике. При этом не объясняется, почему от нас требуют именно это. МВФ — это не просто долговые обязательства, это долговые обязательства, привязанные к конечной цели. Страна должна в своем экономическом развитии выйти на тот уровень экономического развития, когда она будет способна обеспечить себя, иметь определенный уровень экономического роста и отдавать долги», — сказала Золкина в эфире канала «112 Украина».

При этом она считает, что «Украина не должна слепо выполнять всё то, что от нее требуют международные доноры».

«К примеру, ситуация с траншем от Евросоюза. Те 600 млн евро, которые так и не пришли в Украину. Мне не понятно, почему вопрос выплаты пенсий людям с неподконтрольной территории был одним из основных условий в течение двух лет. Возможно, для ЕС и этого уровня помощи это не тот уровень требований. Это больше вопрос внутренней украинской политики, а не международных отношений», — подчеркнула Золкина.

При этом политтехнолог Александр Курбан допускает, что необходимость получения очередного кредита от МВФ заставит чиновников создать антикоррупционный суд.

«Если не будет подвижек, то у нас не будет очередного транша и у нас будут очень большие проблемы в отношениях с Западом. Антикоррупционный суд — последнее звено во всей этой системе борьбы с коррупцией. Если в этом процессе не будет поставлена точка, у нас будут очень большие проблемы», — сказал Курбан в эфире канала «112 Украина».

Он считает, что в настоящее время страны ЕС и Украина находятся на разных цивилизационных этапах развития.

«Мы на одном цивилизационном этапе развития, а Европа — на другом. Нам нужно сделать серьезный рывок, чтобы мы говорили с ними на одном языке. У нас всё завязано на коррупции. Здесь власть — это способ зарабатывания денег. Как только эта кормушка закроется, сразу начнутся серьезные институциональные изменения в обществе, изменится инвестиционный климат. Страна изменится буквально на глазах. Этого от нас требует Запад», — считает Курбан.

В то же время политолог Владимир Цыбулько считает, что МВФ продолжит оказывать поддержку Украине.

«МВФ продолжит поддерживать Украину. Это — самая главная новость из Давоса. Всё будет хорошо, сказала госпожа Кристин», — написал Цыбулько на своей странице в Фейсбуке.

Как сообщалось, долг Украины перед МВФ по состоянию на конец 2017 года составляет $12,1 млрд. По данным НБУ, обязательства Нацбанка перед МВФ — $7,2 млрд. Обязательства Министерства финансов — $4,9 млрд. Общий объем международных резервов НБУ составляет $18,8 млрд, тогда как чистые резервы (без обязательств перед МВФ) — $6,7 млрд.

Напомним, в 2018 году Украина направит на обслуживание госдолга 130,2 млрд грн. (4 млрд 511 млн долл.). Это почти на 20 млрд грн. (693 млн долл.) больше, чем в прошлом году. В частности, на погашение внешнего госдолга выделят 61,7 млрд грн. (2,137 млрд долл.), внутреннего — 114 млрд грн. или 3,950 млрд долл. Планируется, что по состоянию на 31 декабря 2018 года предельный объем украинского госдолга составит 1,999 трлн грн. или 69,2 млрд долл. (60% ВПП).