Закон о реинтеграции Донбасса содержит ряд недостатков, в частности, документ развязывает руки силовикам и наделяет президента Украины Петра Порошенко единоличным правом распоряжаться армией, полагает депутат верховной рады Украины, член фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Найем.

По его мнению, в законе прописаны «беспрецедентные и неявные полномочия для всех лиц, которые привлечены к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии России в Донецкой и Луганской областях».

В частности, силовики получают право применять оружие и спецсредства, задерживать и доставлять подозреваемых в полицию, проверять документы, а в случае их отсутствия — задерживать для установления личности, осуществлять личный досмотр, входить в помещения, включая жилые, использовать транспортные средства лиц и т.п.

«Такие полномочия понятны в случае войны и для конкретного круга лиц. Но в данном случае, повторюсь, эти полномочия вступают в силу при очень не точно расписанных условиях и для очень широкого круга лиц», — возмущается Найем в Facebook.

По его словам, закон «наделяет президента правом единолично, без последующего парламентского контроля решать вопрос о применении Вооруженных сил и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции».

Кроме того, депутат отмечает, что хотя законопроект и достаточно однозначно возлагает всю ответственность за моральный и материальный ущерб Украине на Россию, в законопроекте не указаны ни период, ни условия причинения такого ущерба, ни территория, на которой это произошло. При этом Найем критикует новый порядок пересечения линии разграничения.

«Порядок перемещения лиц и товаров нас оккупированные территории устанавливает Кабинет министров. Но эти нормы могут быть полностью проигнорированы командующим объединенных сил», — пишет депутат.

В свою очередь политолог Владимир Фесенко считает, что некоторые украинские политики напрасно опасаются некоторого расширения прав президента Ураины Порошенко.

«Оппозиционный блок» критикует законопроект, потому что он придерживается российской парадигмы определения этого конфликта… Часть оппозиции побаивается, что президент получит дополнительные рычаги и при возможности сможет ими воспользоваться. Тут скорее «дуют на воду», потому что раньше на чем-то таком обожглись. Никакого риска тут нет», — рассказал Фесенко в эфире канала «112 Украина».

Он выразил уверенность в том, что принятие закона не означает отказ Украины от выполнения минских соглашений. По его словам, «крест поставлен на российском сценарии реализации минских соглашений самим фактом определения этих территорий временно оккупированными в результате российской агрессии».

Кроме того, внефракционный депутат Дмитрий Добродомов отметил, что закон о фактически отменяет решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о прекращении торговли с Донецком и Луганском.

«Перемещение товаров, за которыми, по сути, следит армия. Армия будет контролировать торговлю. Мы подавали 10 правок, которые касаются Крыма и начала оккупации, запрета торговли с оккупантами. У нас есть решение СНБО, и этот закон может его фактически отменить», — сказал Добродомов в кулуарах Рады.

В то же время депутат, член фракции «Народный фронт» Олег Медуница отметил, что закон не отменяет запрет на торговлю с частью Донбасса и Крымом. По его словам, закон легализирует закупки и перемещение через КПП тех товаров, которые жители отдельных регионов Донбасса и Крыма «несут в руках, а не эшелоны с товарами».

«Никто не ставит за цель восстановление торговли с оккупированными территориями. Это нонсенс, этого не будет. Решение, которое было принято пол года назад, остается действительным. Этот закон его не отменяет. На показатели бюджета этот закон не повлияет», — сказал Медуница.

Как сообщалось ранее, 18 января Рада приняла закон №7163 о восстановлении суверенитета в Донбассе. Согласно документу, «въезд лиц, перемещение товаров и лиц на/с временно оккупированных территорий Донбасса определяется Кабмином и осуществляется через контрольные пункты въезда-выезда. Право ограничения въезда/выезда возложено на командующего объединенных сил».

«Въезд лиц, перемещение товаров на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях и выезд лиц, перемещение товаров с них осуществляется через контрольные пункты въезда-выезда. Порядок въезда лиц, перемещение товаров на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещение товаров из них, режим вдоль линии разграничения определяется с учетом ситуации безопасности начальником Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины по согласованию со Службой безопасности Украины и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам временно оккупированных территорий», — говорится в 10 ст. закона.