Сергей Шиптенко, Дмитрий Алимкин и Юрий Павловец, трое белорусских публицистов, авторы ИА REGNUM, которых теперь в Белоруссии судят по обвинениям в разжигании расовой, национальной или религиозной розни, долгое время не знали, в чём их обвиняют. Как заявил сегодня, 15 января, на очередном судебном заседании журналист Сергей Шиптенко, по сути, над публицистами осуществили внесудебную расправу как над инакомыслящими.

По словам Шиптенко, он только по слухам узнал об экспертизе, еще около шести месяцев ему пришлось писать жалобы, выступать с устными ходатайствами, добиваться допроса. В результате основание для обвинений ему стало известно только после того, как защита Юрия Павловца смогла добиться публикации заключения республиканской экспертной комиссии по иску к информационному ресурсу «Советская Белоруссия» о защите чести и достоинства журналиста. Сергей Шиптенко, подчёркивая неприемлемость такой ситуации в XXI веке для правового государства, задался вопросом о том, каким образом при таких обстоятельствах республика может претендовать на членство в Совете Европы и продвижение евразийских инициатив.

Публицист отметил, что экспертизой его текстов и текстов двух других журналистов занимались некомпетентные сотрудники, их идейные оппоненты, а следствие, в свою очередь, игнорировало доказательства, оправдывающие действия подсудимых. Сергей Шиптенко высказывался около 20 минут, судье не удалось его прервать.

Читайте также: Суд над журналистами в Минске: «экспертов» допрашивать не надо?

Во время сегодняшнего судебного заседания государственный обвинитель успел зачитать еще 16-й том уголовного дела, из которого становится ясно, что защита подсудимых не раз выступала с ходатайствами об изменении меры пресечения для публицистов; защита также не раз обращала внимание на то, что статью о ведении «незаконной предпринимательской деятельности» необходимо снять, потому что авторское вознаграждение и прибыль — это совершенно разные правовые и экономические понятия, которые нельзя уравнивать.

Напомним, что троих белорусских журналистов, сотрудничавших с ИА REGNUM и другими российскими изданиями задержали еще в декабре 2016 года. Целый год следствию понадобился для сбора доказательств, в результате чего суд над пророссийскими публицистами, сторонниками Русского мира в Минске начали только в середине декабря 2017 года. При этом судья несколько раз отказал в изменении меры пресечения подсудимым, несмотря на то, что они уже год находятся в СИЗО, и некоторые из них имеют несовершеннолетних детей.

Шиптенко, Павловца и Алимкина обвиняют в разжигании розни. Отдельно Павловцу и Шиптенко еще предъявлены обвинения в ведение «незаконной предпринимательской деятельности», под чем подразумевается получение гонораров за написание статей. Все публицисты свою вину не признают. ИА REGNUM, в свою очередь, не раз обращало внимание на надуманность и безосновательность обвинений. В поддержку публицистов выступают также многие российские и белорусские журналисты, эксперты, общественные организации и священнослужители.

Что касается экспертов как идейных оппонентов публицистов, то, напомним, что ранее Роскомнадзор не нашел в материалах журналистов признаком экстремизма, как не нашла их и российская эксперт Кукушкина, по чьей методике проводилась экспертиза статей подсудимых. Правда, в Белоруссии госэкспертиза хотя и использовала российскую методику, но путем весьма своеобразного «логико-семантического следования» (!) пришла к совершенно другим выводам, что ставит под вопрос квалификацию экспертов.

Причем в своём заключении белорусские эксперты, ни одна из которых не имеет ни одной публикации по вопросу межнациональных отношений и проблеме экстремизма, используют откровенные оценочные суждения, и даже в проекте Reformation белорусский журналист Сергей Харитонов и эксперт Артём Шрайбман отметили, что эксперт Галина Гатальская на суде выступала откровенно на «чуть ли не БНФовских позициях в отношении истории Белоруссии».