Смена Молдавией переговорщика по молдавско-приднестровскому урегулированию — объективный процесс. Об этом заявил глава МИД ПМР Виталий Игнатьев, комментируя на пресс-конференции в Тирасполе назначение на пост вице-премьера Молдавии по «реинтеграции» Кристины Лесник вместо Георгия Бэлана, передает корреспондент ИА REGNUM.

Бэлан выступал в качестве политического представителя от Молдавии в переговорном процессе последние два года, теперь эту функцию будет выполнять 35-летняя Кристина Лесник, до сих пор работавшая в МВД Молдавии.

«Изменения не должны вредить самому главному — процессу урегулирования отношений и решения социально-экономических вопросов. Важно, чтобы не менялись подходы в худшую сторону, чтобы те задачи, под которыми стоят подписи официальных представителей сторон, были выполнены в необходимые сроки. Будем работать исходя из этого», — сказал глава внешнеполитического ведомства Приднестровья.

Итоги, достигнутые в переговорном процессе с Молдавией в 2017 году, по словам Игнатьева, — заслуга приднестровской стороны. Именно инициатива Приднестровья об открытии моста через Днестр в районе сёл Бычок и Гура-Быкулуй стала важным шагом на пути разморозки переговорного процесса в этом году.

За соглашением об открытии моста для автомобильного движения последовало еще четыре договоренности, в рамках которых Тирасполь и Кишинев обязались согласовать механизм признания дипломов о высшем образовании, выданных в Приднестровье, достичь договоренности в области телекоммуникаций и связи, разрешить вопросы, связанные с работой на территории ПМР школ с молдавским языком обучения на основе латинской графики и использованием молдавскими фермерами сельхозугодий в Дубоссарском районе ПМР.

«По сути, мы перезапустили наш диалог, придав ему совершенно иной уровень ускорения», — отметил Виталий Игнатьев.

После этого, по его словам, Австрийское председательство в ОБСЕ предложило провести встречу в формате «5+2» для того, чтобы дать свою оценку решениям, которые были достигнуты Тирасполем и Кишиневом в ноябре. Кроме того, на площадке «5+2» вдохнули вторую жизнь в «Берлинский протокол».

«В текущем году мы фактически подписали «Берлин-2», потому что в Венской декларации, которая была подписана в протоколе по итогам нашего заседания, четко указаны вопросы, взятые из «Берлинского протокола», которые до сих пор не нашли своего решения и должны быть решены в осязаемые сроки. Если мы говорим об автотранспорте Приднестровья, то речь идет о решении вопроса до конца февраля следующего года. В решении вопроса политически мотивированных уголовных дел в отношении приднестровских официальных лиц мы должны достичь результатов в течение следующего года», — пояснил Виталий Игнатьев.

Кроме того, в 2018-м году должен быть выработан гарантийный механизм имплементации подписанных соглашений. Этот пункт «Венской декларации» очень важен, так как Кишинев, подписывая те или иные обязательства, на практике не выполняет их.

«Мы надеемся, что эта ситуация будет сломлена и международная поддержка в этом вопросе позволит нам двигаться вперед уже на совершенно других основаниях. Очень отрадно, что все международные партнеры отметили прогресс и активную работу сторон, а также поддержали необходимость работать над «Берлинским протоколом» исключительно по социально-гуманитарным и экономическим вопросам. Это тоже отфиксировано в итоговом протоколе, который мы подписали в Вене», — добавил министр иностранных дел.