13:01

20 декабря в пресс-центре ИА REGNUM проходит шестнадцатое заседание экспертного клуба «Регион», посвященное эффективности региональных властей в 2017 году. Среди ключевых тем для обсуждения: лучшие и худшие управленческие практики в регионах в 2017 году, долгосрочная динамика качества управления, определение критериев эффективности работы региональных органов власти.

В ходе заседания состоится презентация доклада АПЭК.

Читайте также: «Эффективность региональной власти в 2017 году»: круглый стол в ИА REGNUM

ИА REGNUM ведёт прямую трансляцию заседания.

13:24

Выступает Дмитрий Орлов, он рассказывает о ежегодной премии, присуждаемой экспертам-исследователям региональной политики.

13:27

Сегодня будет обсуждаться эффективность региональной власти. Начнётся экспертный клуб традиционно с доклада АПЭК.

13:28

«Наше исследование, которое продолжается пять лет, даёт основания поговорить об эффективности региональной власти в ретроспективе», — отметил Орлов.

13:28

Дальнейший рост эффективности региональной власти, рост средних показателей эффективности, позитивный эффект от смены губернаторского корпуса, перечисляет Орлов.

13:29

Он указывает, что рейтинг Татарии снизился со второго до седьмого места за год.

13:29

Изменения в первой пятёрке: Белгородская с 3 на 2, Чеченская с 4 на 3, Тюменская область осталась в лидерах.

13:30

Аутсайдер: последнее место заняла Курганская область. Одной из отстающих она была и в прошлом году.

13:30

Хакасия и Алтай продемонстрировали значительное падение рейтинга.

13:30

Дагестан, Бурятия, Карелия, Адыгея покинули список аутсайдеров, констатировал Орлов.

13:30

Наблюдается значительная неравномерность показателей эффективности у регионов по разным критериям.

13:32

Эффективность региональной бюрократии анализируется в первую очередь с точки зрения расходов, подчеркивается в докладе. Минимальный показатель расходов на бюрократию продемонстрировала Калининградская область в этом году.

13:33

«Замена губернаторов, очевидно, позитивно повлияла на эффективность работы в регионах», — констатировал Орлов.

13:33

Ивановская и Новосибирская области — наиболее сложные с точки зрения подготовки к выборам.

13:34

Слово передаётся Ростиславу Туровскому.

13:35

«Как уже было сказано, в самом деле политика Кремля, направленная на замену губернаторов, как показывает наше исследование, продемонстрировала и свою собственную эффективность», — указал Туровский.

13:36

В отставку ушли те, кого эксперты и считали неэффективными, указал он.

13:36

Те, кто заступили на пост, получают весьма высокие оценки, и по большинству регионов наблюдается существенный рост.

13:37

«Политика замены губернаторов, которая имела место быть в этом году, уже приводит если не к улучшению эффективности прямо сейчас, то к повышению эффективности на самое ближайшее время», — полагает Туровский.

13:38

После достаточно масштабной замены, особенно малоэффективных губернаторов, каких-либо оснований для жёстких оргвыводов в отношении губернаторского корпуса, который сложился сейчас, пожалуй, нет, полагает эксперт.

13:39

«Если проецировать на следующий год, я не сказал бы, что как-либо явно негативно будет влиять нынешний губернаторский корпус на ход выборов. Как и не стал бы прогнозировать какую-либо зачистку губернаторского корпуса после выборов», — указал Туровский.

13:39

Замены будут носить более плавный и плановый характер, полагает он.

13:40

Эксперт ожидает позитивных перемен в результате осенних региональных выборов осенью.

13:41

Ухудшение результатов бросается в глаза по Хакасии, отметил Туровский. По его мнению, это проблемный регион в свете предстоящих выборов.

13:41

Специфическая ситуация в Магаданской области — губернатор возрастной, поэтому может произойти замена, но по всем показателям работа идёт эффективно, поэтому предсказать результат сложно, подчеркнул эксперт.

13:44

Официальная методика в очередной раз изменилась, — третий вариант показателей эффективности, который президентским указом был недавно утверждён. Поэтому методики с методикой АПЭК отличаются. В методике АПЭК особое внимание уделяется политическим критериям, персоне губернатора.

13:45

«Мы сталкиваемся с проблемой — сложно отделить вклад губернатора от массы всего остального. Это сложнейшая методологическая задача. Федеральный центр, наоборот, постоянно маневрирует… Но у него иная задача, связанная по сути с политическими целями, связанная с определёнными установками и индикаторами, которые нужно улучшать и которые не имеют прямого отношения к функционалу губернатора», — указал Туровский.

13:45

Этим объясняются существенные различия оценок официальных и того, что получается по данным АПЭК.

13:46

«Общий вывод состоит в том, что некоторое небольшое улучшение показателей наблюдается, но ситуация разнородная. Я не хотел бы строить иллюзий по поводу того, что у нас много прекрасных губернаторов. Те, кто получают высокие места, — отнюдь не отличники, а устойчивые хорошисты», — пояснил Туровский.

13:46

«Выдержать серьёзную планку, по сути, ни в одном регионе невозможно. Добиться относительно высоких показателей, однако, можно»

13:47

Началось выступление Игоря Минтусова.

13:48

Эксперт отмечает, что есть ряд вопросов по критериям эффективности — по части из них группы населения не могут дать объективную оценку в связи с субъективностью формулировки критерия.

13:49

«Ряд показателей имеет прямое отношение к оценке конкретных органов власти на их профессиональном языке», — указал Минтусов

13:50

«Авторы исследования, как и любого рейтинга, не могли избежать искушения разнопорядковые рейтинги объединить в один — социальный, политико-управленческий и бюджетный блок объединить в одно», — указал он.

13:50

«Смесь между социально значимыми и технологическими проблемами — это основная проблема, которую я вижу. Просто следует разделить эти рейтинги по двум разным направлениям», — предложил он.

13:51

Выступает Евгений Сучков.

13:51

«Рейтинг эффективности управления — это на самом деле рейтинг управляемости, коллеги. О чём начал говорить коллега», — полагает Сучков.

13:51

В большей мере нужны количественные показатели, а не экспертные оценки, указал он. Орлов отметил в ответ, что такие показатели не превалируют.

13:52

С другой стороны, то, что методология официальная и методология экспертов отличаются, — вполне нормальное явление, продолжил Сучков. «Чтобы оценить изнутри, чтобы это была действительно оценка эффективности управления, нужны в большей мере количественные показатели», — указал он.

13:53

По его словам, в официальных критериях есть множество излишних — такие, как качество дорог. «Но нет в этих показателей главного — нет ранжирования. А какие из тех показателей, что можно оценить, первичны, вторичны, третичны?!».

13:53

«Какую вы Тюменскую область рассматривали? Это же матрёшка!» — критикует Сучков, имея в виду специфику устройства региона в сравнении с другими субъектами.

13:54

«На мой взгляд, на первом месте — социальное самочувствие населения. Это легко меряется социологией. Затем — динамика экономики, динамика инвестиций. Зато то, что предлагает администрация».

13:54

«Тогда будет понятно, что спрашивать с губернаторов, силовиков, представителей федеральных агентств».

13:55

«То, что сделали мы, — это интересно нам. Но способствует ли реальному развитию региона? Мне кажется, в несколько меньшей степени», — сетует он.

13:55

«Нужны количественные оценки, и они должны быть ранжированы», — резюмировал Сучков.

13:56

«Регионы не существуют сами по себе — это субъекты Федерации. Оценивать их надо с учётом вклада в развитие страны как таковой!» — указал Сучков.

13:56

Хронический реципиент занял место в первой пятёрке — критически отметил Сучков.

13:57

Орлов согласился во многом критикой эксперта и передал слово Владимиру Климанову.

13:57

«Мы выслушали два концентрированных выступления по нашему продукту. Но призываю выступить и по эффективности региональной власти как таковой», — указал Орлов.

13:57

«Главное было отмечено — что смена губернаторского корпуса приводит к повышению качества управления. Вывод, может, и банальный, но если он «математически» доказывается, это дорогого стоит», — начал свое выступление Климанов.

13:58

Кризисные моменты, которые проявлялись в региональном управлении в прошлом, позапрошлом году, получили некоторое решение.

13:58

Например, бюджетные проблемы удалось приостановить и даже в чём-то нивелировать.

13:59

Реструктуризация долговых обязательств — признание того, что в части бюджетно-финансовой ситуация обстоит достаточно сложно.

14:00

В этой связи появление новых губернаторов и новых инструментов должно этому способствовать, полагает эксперт.

14:00

«Если в прошлом году было достаточно большое число регионов проблемных, сейчас заметно упало. Но выросло число средних регионов, где нельзя сказать, что всё хорошо».

14:00

С 14 до 8 уменьшилось. Но более 50 регионов — долги больше половины налоговых и неналоговых поступлений.

14:01

«Усреднение» регионов в этом отношении, сокращение разницы между максимальными и минимальными регионами выглядит тревожно и должно тоже отразиться в докладах экспертов.

14:03

Климанов отметил, что долю расходов на управленческий аппарат нужно сокращать, как и указали предыдущие спикеры. Однако числовые оценки дать затруднительно. «Безусловно, в некоторых регионах это избыточно, поскольку высока доля расходов на местное управление», — указал он.

14:04

Социальные вопросы из доклада исключаются — но нужно иметь в виду, что есть ряд регионов с невысоким качеством управления, где введены, например, льготы ветеранам труда — как в Костромской области. Федеральный центр считает это негативной тенденцией.

14:05

«Потенциал оптимизации есть», — в связи с этим отметил Климанов.

14:05

Высокая доля затрат на здравоохранение образование в докладе может некорректно передать картину того, где ресурсный потенциал ещё есть, а где он избыточен.

14:05

Москва — образцовый пример. Выводы о сокращении ресурсов, дальнейших действиях по оптимизации крайне спорны.

14:06

«Будущее будет определяться тем, что политически ответственные решения нужно будет отложить в связи с выборами. А потом в регионах проведут вполне болезненные решения в бюджетной сфере. Потому что сейчас решить многие проблемы, связанные с госдолгом, почти невозможно», — спрогнозировал эксперт.

14:09

«С интересом жду, что будет в Бурятии и Новгороде — сложные регионы», — начал свое выступление Алексей Куртов.

14:09

Его беспокоит, что не используется система сбалансированных показателей, на что перешла уже Европа.

14:09

«Давно считаем койкоместа, а не смотрим сбалансированную систему, с числом больничных листов, заболеваемость во время эпидемий и так далее», — указал эксперт. При введении такой системы работа экспертов заметно упростится, предсказал Куртов.

14:09

«Сбалансирование показателей позволит правильно рассчитывать усилия и достаточно точно их оценивать», — указал он.

14:10

Это к вопросу об определении адекватных критериев оценки работы региональных властей. По мнению Куртова, методики во многом устаревшие.

14:10

Орлов отметил, что методика — та же самая в течение одного времени, зато позволяет получать сопоставимые данные.

14:11

«Во-вторых, если методика неизменна, это говорит о стабильности принципов работы продукта», — отметил он.

14:11

«Если бы мы попытались корректировать методы, то сопоставимость резко бы ослабла, и адекватность результатов тоже проиграла», — указал он.

14:15

Выступает вице-президент Российской ассоциации политических консультантов, президент компании «Максимов консалтинг» Андрей Максимов.

14:16

«Главная проблема связана с выборами губернаторов — частично в тех регионах, где смена произошла, частично в тех регионах, где не произошла, но где показатели указывают на необходимость смены», — указал Максимов.

14:16

«У нас есть некоторые регионы, где губернаторам не так просто избраться. Нижний Новгород, Новосибирская область… причём часть действующих региональных игроков создают ситуацию, похожую, как было ранее в Иркутске».

14:17

«В этих субъектах получатся серьёзные конкурентные выборы», — прогнозирует Максимов.

14:17

В Нижнем Новгороде в несколько меньшей степени это проявляется — там также происходит некоторое перераспределение власти.

14:17

Орлов: «Абсолютно согласен с оценкой того, что эти два региона — наиболее сложные в выстраивании новой управленческой модели».

14:20

Он также отметил вопрос оценки влияния лоббистов в регионах — региональные эксперты также выдавали свои оценки в рамках экспертного доклада.

14:22

Выступает научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций, доктор юридических наук Сергей Заславский.

14:23

«Перемены губернаторского корпуса не состоятся (после выборов). По итогам мартовских выборов, если кадровые перемены произойдут, то только после подведения выборов, но никак не вследствие тех или иных электоральных факторов», — подчеркнул он

14:23

«Факты наёмного администрирования могут выйти боком», — подозревает он.

14:24

В условиях запроса на конкуренцию меры по повышению активности избирателей могут реализовываться, но только деликатными методами.

14:24

«Те, кому надо идти на выборы, попадут на уже разогретую электоральным циклом почву», — указал он в связи с перспективой региональных выборов.

14:24

Заславский посоветовал «внимательно читать послания президента» в регионах.

14:25

«Это проветрит мозги», — пошутил Орлов.

14:26

«Рейтинг весьма объективный. Взята объёмная картина по управляемости регионов. Речь идёт именно об управляемости, а не столько о рейтинге эффективности губернаторов. Уход от персонификации в данном случае хорош, потому что при том, что критерии оценки постоянно меняются федеральным центром, здесь легче и лучше ориентироваться на какие-то интегральные показатели в целом по региону независимо от персоналий», — отметил политолог Максим Жаров.

14:26

Сейчас идёт тренд на централизацию управления регионом, констатировал он.

14:27

«Тот факт, что федеральный центр обратил внимание и приступил к решению проблемы закредитованности регионов, свидетельствует о том, что проблема существует, она осознана — осознаётся и угроза перерастания этой проблемы в нечто большее», — подчеркнул политолог, говоря о тлеющем конфликте между Татарией и федеральным центром.

14:28

Проблема — не только с языком, но и с банковским кризисом. Уходящие банки связаны с местными элитами в Татарии. Это — вызов и для федерального центра, указал эксперт

14:28

Эксперт упомянул об острой проблеме мусорных полигонов в Подмосковье.

14:29

В Кузбассе Тулееву предстоит задача определения преемника, а в Москве — при всей внешней стабильности показателей, в том числе и в рейтинге АПЭК, — есть много проблем с управляемостью городом и взаимопониманием с москвичами, подчеркнул Жаров.

14:30

Выступает заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

14:31

«Соотнесение, выделение данных трёх блоков из тех данных, что есть, позволяет успешно оценить работу первого лица», — дал свою оценку докладу Шаповалов.

14:31

Смена губернаторов дала «правильный импульс».

14:31

Среди регионов, имеющих тенденцию снижения показателей, есть две группы — субъекты с неизбираемым высшим должностным лицом и республики. «Достаточно серьёзный вопрос с точки зрения анализа», — указал Шаповалов.

14:33

Политико-управленческий и финансово-экономический блоки гораздо меньше к месту рейтинга субъекта. Социальный блок — здесь получается по-разному. Порой расходятся с другой позицией рейтинга на 20 пунктов. Ингушетия, Мурманская область показательны в этом плане.

14:35

«Очевидно, что в политической сфере есть существенная корреляция с экономическими показателями, но гораздо меньшая связь с социальными блоками, — что может иметь в дальнейшем серьёзную роль. Социальная сфера порой проседает, что в перспективе в таких субъектах может вызвать достаточно большие негативные последствия», — считает Шаповалов.

14:35

В то же время он отметил, что доклад не должен принижать роль субъектов в зависимости от дотационности, — порой есть объективные причины для того, чтобы регион требовал больших дотаций.

14:35

Сучков в ответ отметил, что вопрос — о динамике, а не об абсолютных показателях.

14:36

«Не всегда акции протеста свидетельствуют о протестных настроениях в среде масс в целом», — указал Михаил Нейжмаков, комментируя возможность смены губернаторов из-за протестных настроений.

14:38

Федеральная власть своевременно отреагировали на рост «мусорной» темы, подчеркнул эксперт. Есть намерение перехватить данную повестку.

14:38

Орлов попросил дать более общий анализ ситуации.

14:38

«Транспортная инфраструктура как важный показатель работы — мы видим, что тесная связь инфраструктурных вопрос с наличием протестных настроений имеется. Федеральный центр также на это реагирует»

14:39

Нейжмаков поставил в пример выступления Путина — видно, что власть эти темы стороной не обходит и намерена их разыгрывать в свою пользу.

14:40

Выступает главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной.

14:42

Он указал на ряд нестыковок в критериях — например, доступность кредитов из федерального центра. Однако часто она обратно пропорциональна доходам и эффективности самого субъекта, что вносит определённую путаницу. Наглядный пример — Москва.

14:42

Загребной предложил пересмотреть роль и значимость подобных критериев в оценках.

14:43

Орлов попросил уточнить, что имеет в виду Загребной, критикуя критерии эффективности здравоохранения: «Что значит замена «эффективности» койкоместами?».

14:46

«Нужно предложить ясно понимаемые критерии. Снижение количества койкомест рассматривается без учёта того, что к койкоместу приставили лучших врачей и технику, и человек его покидает быстрее», — указал он.

14:47

«Две основные отрасли экономики Ставропольского края — сельское хозяйство и туризм — были востребованы в плане импортозамещения… Но что же мы видим? За время, которое губернатор Владимиров находится на своём месте — поступательное снижение рейтинга Ставропольского края (по этим критериям)», — выразил недоумение Сергей Поляков.

14:47

«Эффективность управления сильно влияет на экономические показатели. Вместо того, чтобы рапортовать о свершениях от Ставропольского края, слышим новости, что кто-то арестован, не выплатили компенсации пострадавшим от наводнения», — добавил он.

14:49

Поляков отметил, что многие губернаторы не используют возможностей, которые открывает для них сложившаяся ситуация в экономике, в частности протекционизм антисанкций.

14:49

Выступает представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Республике Башкирии, доктор философских наук Владимир Михайличенко.

14:50

«Дихотомия языкового вопроса — позиции Татарстана и Башкортостана подравнялись. Татарстан сделал некоторую ставку на обострение и оказался в невыгодном положении», — констатировал он.

14:50

«Башкортостан выбрал больше роль проводника федерального центра и остался при своих».

14:51

«Регионы выступают в качестве маркера того, что ожидает федеральный центр в плане их политической субъектности», — предположил Михайличенко.

14:52

Орлов: взаимоотношения с федеральным центром — дорога двусторонняя. Если Татарстан идёт по пути эскалации, естественно, он получает довольно жёсткую реакцию.

14:53

Это, отметил он, было видно по действиям Медведева, ряда регулирующих инстанций, по претензиям прокуратуры к тому, как решается вопрос с национальным языком.

14:53

«Всё это было сделано по прямому указанию Владимира Путина», — отметил Орлов.

14:53

Нормотворчество и правоприменительная практика изменились в связи с фактическим навязыванием татарского языка. Кроме того, можно припомнить и претензии на особый статус Татарстана в предыдущие годы.

14:53

Ясно, что в условиях сильной федерации ставить об этом вопрос — значит наталкиваться на сопротивление. «Странно, что татарская элита, которая отличалась адекватностью, не поняла это».

14:54

Он охарактеризовал поведение татарской элиты как недальновидное и неадекватное в 2016 году.

14:55

На роль мощного лоббиста Татария теперь рассчитывать не может. И это обострение происходило на фоне осложнения экономической ситуации в банковском секторе.

14:55

«Эта ситуация говорит о том, что нужно заниматься своим регионом, а не ставить вопрос о перераспределении в условиях экономических сложностей», — отметил Орлов.

14:55

«Мы видим, как изменилось отношение к элите Татарстана, как изменились масштабы финансовых потоков и как изменился регион, его роль за эти полтора года», — отметил эксперт.

14:55

«Это яркий пример того, каким образом логично, естественно в рамках существующей системы норм и взаимоотношений, практик — что логично предпринимать, а что нет».

14:57

«Пример Татарстана — это хороший пример для всех, кто попытается бросить публичный вызов, действовать агрессивно. И некоторые вещи, которые сделал Минниханов в конце прошлого года, ничего не компенсируют. Правительство и лично Медведев будут вести войну по ограничению возможностей этих элитных групп. А премьер Медведев отличается исключительной последовательностью в реализации решений, на которых он настаивает», — подчеркнул Орлов.

14:58

Туровский отвечает на критику и замечания экспертов. О необходимости общего рейтинга — его не стоит считать чем-то искусственным. Группа лучших регионов весьма стабильна, подчеркнул он.

14:58

С другой стороны, интересно сравнивать регионы по трём блокам между собой.

14:58

«В позапрошлый раз и ещё раньше мы делали гораздо более сложные таблицы, и субблоки, и поднаправления. Мы решили упростить таблицу для лучшей усвояемости, — но можно и вернуть это в следующий раз или в приложении», — ответил он на замечании о необходимости конкретизировать оценки.

14:59

«Общий рейтинг необходимо сохранить, ибо интегральную картину он даёт очень хорошо», — убеждён Туровский.

15:00

По поводу привлечения экспертов из регионов к выработке оценок — это отбрасывать ни в коем случае нельзя.

15:00

Что же касается количественных данных, то для проведения количественной социологии ресурсов пока нет, а те исследования, что есть, — пока закрыты. Исчезли они и из официальной статистики.

15:01

Возможно, в связи с новым президентским указом она вернётся обратно, и тогда можно будет расширить выводы доклада в следующий раз.

15:02

«По поводу регионов среднего уровня — это важный заход. Но наша методика линейного масштабирования и позволяет учитывать как раз то, что происходит на среднем уровне», — указал Туровский. Эта методика подстраивается под диапазон средних значений, и если этот диапазон сокращается, то лучше вырисовываются «исключения из правила», отметил он.

15:05

По поводу вопроса про Крым — резких изменений там не произошло. В политико-управленческом блоке отмечен рост, но снижение наблюдается в двух других — социальном и экономическим.

15:05

Связано это с резкими скачками бюджетной политики, в частности, привлечением средств на ФЦП, чего нет в других регионах, подчеркнул Туровский.

15:06

Туровский перешёл к критике позиции Москвы.

15:06

«То, что произошёл рост позиций, — мы по-прежнему высоко оцениваем влияние мэра Москвы», — подчеркнул Туровский.

15:06

Орлов добавил, что Собянин остаётся тяжеловесом, даже если «менеджмент хромает».

15:08

Максимов добавляет: Омск и Орёл — если отмашка на конкурентную кампанию пойдёт, местные назначенцы не выдержат давления.

15:08

Алтайский край и Хабаровский край — там противостояние не по линии «свой-чужой», но возникает конфликт внутри элиты между поколениями политиков.

15:09

Дмитрий Журавлев подводит итоги обсуждения.

15:09

«Самое важное в подобных рейтингах — их стабильность», — указал он.

15:11

«Мы каждый могли бы сказать, что хотели бы улучшить. Но, мне кажется, важнее сохранить своеобразие точки зрения… А наличие своей собственной позиции всегда даёт нам что-то, что мы можем обсуждать, а как максимум — применять. Увлекаться улучшениями — методологически неверно. Если что, мы можем создать новый рейтинг», — указал Журавлёв.

15:11

Можно соединить всё со всем, но нужно сохранить имеющуюся тенденцию. Когда будет 11-й рейтинг, мы можем гораздо больше понимать то, что мы изучаем, чем то, что изучаем сейчас. Не надо лучше — нужно хорошо», — резюмировал он своё мнение по поводу вопроса улучшения качества рейтинга АПЭК.

15:13

Орлов подытоживает: «В условиях ограниченности ресурсов запрос на эффективность управления формулируют и граждане, и федеральная власть».

15:13

«Мы на пороге роста (эффективности). В неопределённой ситуации. Отсюда и сокращение на содержание губернаторов и органов власти, отсюда и назначение губернаторов, которые «дешевле» во всех смыслах», — пояснил Орлов.

15:14

Ситуация меняется в лучшую сторону. Но, чтобы система была сбалансирована, она должна быть ещё более эффективной. Направление оптимизации надо выбирать очень тщательно, указал он.

15:14

«Оптимизация — не рестрикция. И определение приоритетов не равно секвестру», — подчеркнул политолог. «Иначе нами бы правили бухгалтеры, а не политики», — добавил он.

15:16

Реакция на доклад подводит к мысли, что развивать избранное направление исследования нужно: развитие регионов, институциональные факторы и так далее.

15:17

Орлов поздравил всех с Новым годом и завершил круглый стол.