20 Декабря
 
15:17

Орлов поздравил всех с Новым годом и завершил круглый стол.

15:16

Реакция на доклад подводит к мысли, что развивать избранное направление исследования нужно: развитие регионов, инстутциональные факторы и так далее.

15:14

«Оптимизация — не рестрикция. И определение приоритетов не равно секвестру», — подчеркнул политолог. «Иначе нами бы правили бухгалтеры, а не политики», — добавил он.

15:14

Ситуация меняется в лучшую сторону. Но, чтобы система была сбалансирована, она должна быть ещё более эффективной. Направление оптимизации надо выбирать очень тщательно, указал он.

15:13

«Мы на пороге роста (эффективности). В неопределённой ситуации. Отсюда и сокращение на содержание губернаторов и органов власти, отсюда и назначение губернаторов, которые «дешевле» во всех смыслах», — пояснил Орлов.

15:13

Орлов подытоживает: «В условиях ограниченности ресурсов запрос на эффективность управления формулируют и граждане, и федеральная власть».

15:11

Можно соединить всё со всем, но нужно сохранить имеющуюся тенденцию. Когда будет 11 рейтинг, мы можем гораздо больше понимать то, что мы изучаем, чем то что изучаем сейчас. Не надо лучше — нужно хорошо», — резюмировал он своё мнение по поводу вопроса улучшения качества рейтинга АПЭК.

15:11

«Мы каждый могли бы сказать, чего хотели бы улучшить. Но, мне кажется, важнее сохранить своеобразие точки зрения… А наличие своей собственной позиции всегда даёт нам что-то, что мы можем обсуждать, а как максимум — применять. Увлекаться улучшениями — методологически неверно. Если что, мы можем создать новый рейтинг», — указал Журавлёв.

15:09

«Самое важное в подобных рейтингах — их стабильность», — указал он.

15:09

Дмитрий Журавлев подводит итоги обсуждения.

15:08

Алтайский край и Хабаровский край — там противостояние не по линии «свой-чужой», но возникает конфликт внутри элиты между поколениями политиков.

15:08

Максимов добавляет: Омск и Орёл — если отмашка на конкурентную кампанию пойдёт, местные назначенцы не выдержат давления.

15:06

Орлов добавил, что Собянин остаётся тяжеловесом, даже если «менеджмент хромает».

15:06

«То, что произошёл рост позиций, — мы по-прежнему высоко оцениваем влияние мэра Москвы», — подчеркнул Туровский.

15:06

Туровский перешёл к критике позиции Москвы.

15:05

Связано это с резкими скачками бюджетной политики, в частности, привлечением средств на ФЦП, чего нет в других регионах, подчеркнул Туровский.

15:05

По поводу вопроса про Крым — резких изменений там не произошло. В политико-управленческом блоке отмечен рост, но снижение наблюдается в двух других — социальном и экономическим.

15:02

«По поводу регионов среднего уровня — это важный заход. Но наша методика линейного масштабирования и позволяет учитывать как раз то, что происходит на среднем уровня», — указал Туровский. Эта методика подстраивается под диапазон средних значений, и если этот диапазон сокращается, то лучше вырисовываются «исключения из правила», отметил он.

15:01

Возможно, в связи с новым президентским указом она вернётся обратно, и тогда можно будет расширить выводы доклада в следующий раз.

15:00

Что же касается количественных данных, то для проведения количественной социологии ресурсов пока нет, а те исследования, что есть, — пока закрыты. Исчезли они и из официальной статистики.

15:00

По поводу привлечения экспертов из регионов к выработке оценок — это отбрасывать ни в коем случае нельзя.

14:59

«Общий рейтинг необходимо сохоранить, ибо интегральную картину он даёт очень хорошо», — убеждён Туровский.

14:58

«В позапрошлый раз и ещё раньше мы делали гораздо более сложные таблицы, и субблоки, и поднаправления. Мы решили упростить таблицу для лучшей усвояемости, — но можно и вернуть это в следующий раз или в приложении», — ответил он на замечании о необходимости конкретизировать оценки.

14:58

С другой стороны, интересно сравнивать регионы по трём блокам между собой.

14:58

Туровский отвечает на критику и замечания экспертов. О необходимости общего рейтинга — его не стоит считать чем-то искусственным. Группа лучших регионов весьма стабильна, подчеркнул он.

14:57

«Пример Татарстана — это хороший пример для всех, кто попытается бросить публичный вызов, действовать агрессивно. И некоторые вещи, которые сделал Миниханов в конце прошлого года, ничего не компенсируют. Ппавительство и лично Медведев будут вести войну по ограничению возможностей этих элитных групп. А премьер Медведев отличается исключительной последовательностью в реализации решений, на которых он настаивает», — подчеркнул Орлов.

14:55

«Это яркий пример того, каким образом логично, естественно в рамках существующей системы норм и взаимоотношений, практик — что логично предпринимать, а что нет».

14:55

«Мы видим, как изменилось отношение к элите Татарстана, как изменились масштабы финансовых потоков и как изменился регион, его роль за эти полтора года», — отметил эксперт.

14:55

«Эта ситуация говорит о том, что нужно заниматься своим регионом, а не ставить вопрос о перераспределении в условиях экономических сложностей», — отметил Орлов.

14:55

На роль мощного лоббиста Татария теперь рассчитывать не может. И это обострение происходило на фоне осложнения экономической ситуации в банковском секторе.

14:54

Он охарактеризовал поведение татарской элиты как недальновидное и неадекватное в 2016 году.

14:53

Ясно, что в условиях сильной федерации ставить об этом вопрос — значит, наталкиваться на сопротивление. «Странно, что татарская элита, которая отличалась адекватностью, не поняла это»

14:53

Нормотворчество и правоприменительная практика изменились в связи с фактическим навязыванием татарского языка. Кроме того, можно припомнить и претензии на особый статус Татарстана в предыдущие годы.

14:53

«Всё это было сделано по прямому указанию Владимира Путина», — отметил Орлов.

14:53

Это, отметил он, было видно по действиям Медведева, ряда регулирующих инстанций, по претензиям прокуратуры к тому, как решается вопрос с национальным языком.

14:52

Орлов: взаимоотношения с федеральным центром — дорога двусторонняя. Если Татарстан идёт по пути эскалации, естественно, он получает довольно жёсткую реакцию.

14:51

«Регионы выступают в качестве маркера того, что ожидает федеральный центр в плане их политической субъектности», — предположил Михайличенко.

14:50

«Башкортостан выбрал больше роль проводника федерального центра и остался при своих».

14:50

«Дихотомия языкового вопроса — позиции Татарстана и Башкортостана подравнялись. Татарстан сделал некоторую ставку на обострение и оказался в невыгодном положении», — констатировал он.

14:49

Выступает представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Республике Башкирии доктор философских наук Владимир Михайличенко.

14:49

Поляков отметил, что многие губернаторы не используют возможностей, которые открывает для них сложившаяся ситуация в экономике, в частности протекционизм антисанкций.

14:47

«Эффективность управления сильно влияет на экономические показатели. Вместо того, чтобы рапортовать о свершениях от Ставропольского края, слышим новости, что кто-то арестован, не выплатили компенсации пострадавшим от наводнения», — добавил он.

14:47

«Две основные отрасли экономики Ставропольского края — сельское хозяйство и туризм — были востребованы в плане импортозамещения… Но что же мы видим? За время, которое губернатор Владимиров находится на своём месте — поступательное снижение рейтинга Ставропольского края (по этим критериям)», — выразил недоумение Сергей Поляков.

14:46

«Нужно предложить ясно понимаемые критерии. Снижение количества койкомест рассматривается без учёта того, что к койкоместу приставили лучших врачей и технику, и человек его покидает быстрее», — указал он.

14:43

Орлов попросил уточнить, что имеет в виду Загребной, критикуя критерии эффективности здравоохранения: «Что значит замена «эффективностью» койкоместами?».

14:42

Загребной предложил пересмотреть роль и значимость подобных критериев в оценках.

14:42

Он указал на ряд нестыковок в критериях — например, доступность кредитов из федерального центра. Однако часто она обратно пропорциональна доходам и эффективности самого субъекта, что вносит определённую путаницу. Наглядный пример — Москва.

14:40

Выступает главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной.

14:39

Нейжмаков поставил в пример выступления Путина — видно, что власть эти темы стороной не обходит и намерена их разыгрывать в свою пользу.

14:38

«Транспортная инфраструктура как важный показатель работы — мы видим, что тесная связь инфраструктурных вопрос с наличием протестных настроений имеется. Федеральный центр также на это реагирует»

14:38

Орлов попросил дать более общий анализ ситуации.

14:38

Федеральная власть своевременно отреагировали на рост «мусорной» темы, подчеркнул эксперт. Есть намерение перехватить данную повестку.

14:36

«Не всегда акции протеста свидетельствуют о протестных настроениях в среде масс в целом», — указал Михаил Нейжмаков, комментируя возможность смены губернаторов из-за протестных настроений.

14:35

Сучков в ответ отметил, что вопрос — о динамике, а не об абсолютных показателях.

14:35

В то же время он отметил, что доклад не должен принижать роль субъектов в зависимости от дотационности, — порой есть объективные причины для того, чтобы регион требовал больших дотаций.

14:35

«Очевидно, что в политической сфере есть существенная корреляция с экономическими показателями, но гораздо меньшая связь с социальными блоками, — что может иметь в дальнейшем серьёзную роль. Социальная сфера порой проседает, что в перспективе в таких субъектах может вызвать достаточно большие негативные последствия», — считает Шаповалов.

14:33

Политико-управленческий и финансово-экономический блоки гораздо меньше к месту рейтинга субъекта. Социальный блок — здесь получается по-разному. Порой расходятся с другой позицией рейтинга на 20 пунктов. Ингушетия, Мурманская область показательны в этом плане.

14:31

Среди регионов, имеющих тенденцию снижения показателей, есть две группы — субъекты с неизбираемым высшим должностным лицом и республики. «Достаточно серьёзный вопрос с точки зрения анализа», — указал Шаповалов.

14:31

Смена губернаторов дала «правильный импульс».

14:31

«Соотнесение, выделение данных трёх блоков из тех данных, что есть, позволяет успешно оценить работу первого лица», — дал свою оценку докладу Шаповалов.

14:30

Выступает заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

14:29

В Кузбассе Тулееву предстоит задача определения преемника, а в Москве — при всей внешней стабильности показателей, в том числе и в рейтинге АПЭК, — есть много проблем с управляемостью городом и взаимопониманием с москвичами, подчеркнул Жаров.

14:28

Эксперт упомянул об острой проблеме мусорных полигонов в Подмосковье.

14:28

Проблема — не только с языком, но и с банковским кризисом. Уходящие банки связаны с местными элитами в Татарии. Это — вызов и для федерального центра, указал эксперт

14:27

«Тот факт, что федеральный центр обратил внимание и приступил к решению проблемы закредитованности регионов, свидетельствует о том, что проблема существует, она осознана — осознаётся и угроза перерастания этой проблемы в нечто большее», — подчеркнул политолог, говоря о тлеющем конфликте между Татарией и федеральным центром.

14:26

Сейчас идёт тренд на централизацию управления регионом, констатировал он.

14:26

«Рейтинг весьма объективный. Взята объёмная картина по управляемости регионов. Речь идёт именно об управляемости, а не столько о рейтинге эффективности губернаторов. Уход от персонификации в данном случае хорош, потому что при том, что критерии оценки постоянно меняются федеральным центром, здесь легче и лучше ориентироваться на какие-то интегральные показатели в целом по региону независимо от персоналий», — отметил политолог Максим Жаров.

14:25

«Это проветрит мозги», — пошутил Орлов.

14:24

Заславский посоветовал «внимательно читать послания президента» в регионах.

14:24

«Те, кому надо идти на выборы, попадут на уже разогретую электоральным циклом почву», — указал он в связи с перспективой региональных выборов.

14:24

В условиях запроса на конкуренцию меры по повышению активности избирателей могут реализовываться, но только деликатными методами.

14:23

«Факты наёмного администрирования могут выйти боком», — подозревает он.

14:23

«Перемены губернаторского корпуса не состоятся (после выборов). По итогам мартовских выборов, если кадровые перемены произойдут, то только после подведения выборов, но никак не вследствие тех или иных электоральных факторов», — подчеркнул он

14:22

Выступает научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций, доктор юридических наук Сергей Заславский.

14:20

Он также отметил вопрос оценки влияния лоббистов в регионах — региональные эксперты также выдавали свои оценки в рамках экспертного доклада.

14:17

Орлов: «Абсолютно согласен с оценкой того, что эти два региона — наиболее сложные в выстраивании новой управленческой модели».

14:17

В Нижнем Новгороде в несколько меньшей степени это проявляется — там также происходит некоторое перераспределение власти.

14:17

«В этих субъектах получатся серьёзные конкурентные выборы», — прогнозирует Максимов.

14:16

«У нас есть некоторые регионы, где губернаторам не так просто избраться. Нижний Новгород, Новосибирская область… причём часть действующих региональных игроков создают ситуацию, похожую, как было ранее в Иркутске».

14:16

«Главная проблема связана с выборами губернаторов — частично в тех регионах, где смена произошла, частично в тех регионах, где не произошла, но где показатели указывают на необходимость смены», — указал Максимов.

14:15

Выступает вице-президент Российской ассоциации политических консультантов, президент компании «Максимов консалтинг» Андрей Максимов.

14:11

«Если бы мы попытались корректировать методы, то сопоставимость резко бы ослабла и адекватность результатов тоже проиграла», — указал он.

14:11

«Во-вторых, если методика неизменна, это говорит о стабильности принципов работы продукта», — отметил он.

14:10

Орлов отметил, что методика — та же самая в течение одного времени, зато позволяет получать сопоставимые данные.

14:10

Это к вопросу об определении адекватных критериев оценки работы региональных властей. По мнению Куртова, методики во многом устаревшие.

14:09

«Сбалансирование показателей позволит правильно рассчитывать усилий и достаточно точно их оценивать», — указал он.

14:09

«Давно считаем койкоместа, а не смотрим сбалансированную систему, с числом больничных листов, заболеваемость во время эпидемий и так далее», — указал эксперт. При введении такой системы работа экспертов заметно упростится, предсказал Куртов.

14:09

Его беспокоит, что не используется система сбалансированных показателей, на что перешла уже Европа.

14:09

«С интеерсом жду, что будет в Бурятии и Новгороде — сложные регионы», — начал свое выступление Алексей Куртов.

14:06

«Будущее будет определяться тем, что политически ответственные решения нужно будет отложить в связи с выборами. А потом в регионах проведут вполне болезненные решения в бюджетной сфере. Потому что сейчас решить многие проблемы, связанные с госдолгом, почти невозможно», — спрогнозировал эксперт.

14:05

Москва — образцовый пример. Выводы о сокращении ресурсов, дальнейших действий по оптимизации крайне спорны.

14:05

Высокая доля затрат на здравоохранение образование в докладе может некорректно передать картину того, где ресурсный потенциал ещё есть, а где он избыточен.

14:05

«Потенциал оптимизации есть», — в связи с этим отметил Климанов.

14:04

Социальные вопросы из доклада исключаются — но нужно иметь в виду, что есть ряд регионов с невысоким качеством управления, где введены, например, льготы ветеранам труда — как в Костромской области. Федеральный центр считает это негативной тенденцией.

14:03

Климанов отметил, что долю расходов на управленческий аппарат нужно сокращать, как и указали предыдущие спикеры. Однако числовые оценки дать затруднительно. «Безусловно, в некоторых регионах это избыточно, поскольку высока доля расходов на местное управление», — указал он.

14:01

«Усреднение» регионов в этом отношении, сокращение разницы между максимальными и минимальными регионами выглядит тревожно и должно тоже отразиться в докладах экспертов.

14:00

С 14 до 8 уменьшилось. Но более 50 регионов — долги больше половины налоговых и неналоговых поступлений.

14:00

«Если в прошлом году было достаточно большое число регионов проблемных, сейчас заметно упало. Но выросло число средних регионов, где нельзя сказать, что всё хорошо».

14:00

В этой связи появление новых губернаторов и новых инструментов должно этому способствовать, полагает эксперт.

13:59

Реструктуризация долговых обязательств — признание того, что в части бюджетно-финансовой ситуация обстоит достаточно сложно.

13:58

Например, бюджетные проблемы удалось приостановить и даже в чём-то нивелировать.

13:58

Кризисные моменты, которые проявлялись в региональном управлении в прошлом, позапрошлом году, получили некоторое решение.

13:57

«Главное было отмечено — что смена губернаторского корпуса приводит к повышению качества управления. Вывод, может, и банальный, но если он «математически» доказывается, это дорогого стоит», — начал свое выступление Климанов.

13:57

«Мы выслушали два выступления концентрированных выступления по нашему продукту. Но призываю выступить и по эффективности региональной власти как таковой», — указал Орлов.

13:57

Орлов согласился во многом критикой эксперта и передал слово Владимиру Климанову.

13:56

Хронический реципиент занял место в первой пятёрке — критически отметил Сучков.

13:56

«Регионы не существуют сами по себе — это субъекты Федерации. Оценивать их надо с учётом вклада в развитие страны как таковой!», — указал Сучков.

13:55

«Нужны количественные оценки и они должны быть ранжированы», — резюмировал Сучков.

13:55

«То, что сделали мы, — это интересно нам. Но способствует ли реальному развитию региона? Мне кажется, в несколько меньшей степени», — сетует он.

13:54

«Тогда будет понятно, что спрашивать с губернаторов, силовиков, представителей федеральных агентств».

13:54

«На мой взгляд, на первом месте — социальное самочувствие население. Это легко меряется социологией. Затем — динамика экономики, динамика инвестиций. Зато то, что предлагает администрация».

13:53

«Какую вы Тюменскую область рассматривали? Это же матрёшка!», — критикует Сучков, имея в виду специфику устройства региона в сравнении с другими субъектами.

13:53

По его словам, в официальных критериях есть множество излишних — такие, как качество дорог. «Но нет в этих показателей главного — нет ранжирования. А какие из тех показателей, что можно оценить, первичны, вторичны, третичны?!».

13:52

С другой стороны, то, что методология официальная и методология экспертов отличаются, — вполне нормальное явление, продолжил Сучков. «Чтобы оценить изнутри, чтобы это была действительно оценка эффективности управления, нужны в большей мере количественные показатели», — указал он.

13:51

В большей мере нужны количественные показатели, а не экспертные оценки, указал он. Орлов отметил в ответ, что такие показатели не превалируют.

13:51

«Рейтинг эффективности управления — это на самом деле рейтинг управляемости, коллеги. О чём начал говорить коллега», — полагает Сучков.

13:51

Выступает Евгений Сучков.

13:50

«Смесь между социально значимыми и технологическими проблемами — это основная проблема, которую я вижу. Просто следует разделить эти рейтинги по двум разным направлениям», — предложил он.

13:50

«Авторы исследования, как и любого рейтинга, не могли избежать искушения разнопорядковые рейтинги объединить в один — социальный, политико-управленческий и бюджетный блок объединить в одно», — указал он.

13:49

«Ряд показателей имеет прямое отношение к оценке конкретных органов власти на их профессиональном языке», — указал Минтусов

13:48

Эксперт отмечает, что есть ряд вопросов по критериям эффективности — по части из них группы населения не могут дать объективную оценку в связи субъективностью формулировки критерия.

13:47

Началось выступление Игоря Минтусова.

13:46

«Выдержать серьёзную планку по сути ни в одном регионе невозможно. Добиться относительно высоких показателей, однако, можно»

13:46

«Общий вывод состоит в том, что некоторое небольшое улучшение показателей наблюдается, но ситуация разнородная. Я не хотел бы строить иллюзий по поводу того, что у нас много прекрасных губернаторов. Те, кто получают высокие места, — отнюдь не отличники, а устойчивые хорошисты», — пояснил Туровский.

13:45

Этим объясняются существенные различия оценок официальных и того, что получается по данным АПЭК.

13:45

«Мы сталкиваемся со проблемой — сложно отделить вклад губернатора от массы всего остального. Это сложнейшая методологическая задача. Федеральный центр, наоборот, постоянно маневрирует… Но у него иная задача, связанная по сути с политическими целями, связанная с определёнными установками и индикаторами, которые нужно улучшать, и которые не имеют прямого отношения к функционалу губернатора», — указал Туровский.

13:44

Официальная методика в очередной раз изменилась, — третий вариант показателей эффективности, который президентским указом был недавно утверждён. Поэтому методики с методикой АПЭК отличаются. В методике АПЭК особое внимание уделяется политическим критериям, персоне губернатора.

13:41

Специфическая ситуация в Магаданской области — губернатор возрастной, поэтому может произойти замена, но по всем показателям работа идёт эффективно, поэтому предсказать результат сложно, подчеркнул эксперт.

13:41

Ухудшение результатов бросается в глаза по Хакасии, отметил Туровский. По его мнению, это проблемный регион в свете предстоящих выборов.

13:40

Эксперт ожидает позитивных перемен в результате осенних региональных выборов осенью.

13:39

Замены будут носить более плавный и плановый характер, полагает он.

13:39

«Если проецировать на следующий год, я не сказал бы, что как-либо явно негативно будет влиять нынешний губернаторский корпус на ход выборов. Как и не стал бы прогнозировать какую-либо зачистку губернаторского корпуса после выборов», — указал Туровский.

13:38

После достаточно масштабной замены, особенно малоэффективных губернаторов, каких-либо оснований для жёстких оргвыводов в отношении губернаторского корпуса, который сложился сейчас, пожалуй, нет, полагает эксперт.

13:37

«Политика замены губернаторов, которая имела место быть в этом году, уже приводит если не к улучшению эффективности прямо сейчас, то к повышению эффективности на самое ближайшее время», — полагает Туровский.

13:36

Те, кто заступили на пост, получают весьма высокие оценки, и по большинству регионов наблюдается существенный рост.

13:36

В отставку ушли те, кого эксперты и считали неэффективными, указал он.

13:35

«Как уже было сказано, в самом деле политика Кремля, направленная на замену губернаторов, как показывает наше исследование, продемонстрировала и свою собственную эффективность», — указал Туровский.

13:34

Слово передаётся Ростиславу Туровскому.

13:33

Ивановская и Новосибирская области — наиболее сложные с точки зрения подготовки к выборам.

13:33

«Замена губернаторов, очевидно, позитивно повлияла на эффективность работы в регионах», — констатировал Орлов.

13:32

Эффективность региональной бюрократии анализируется в первую очередь с точки зрения расходов, подчеркивается в докладе. Минимальный показатель расходов на бюрократию продемонстрировала Калининградская область в этом году.

13:30

Наблюдается значительная неравномерность показателей эффективности у регионов по разным критериям.

13:30

Дагестан, Бурятия, Карелия, Адыгея покинули список аутсайдеров, констатировал Орлов.

13:30

Хакасия и Алтай продемонстрировали значительное падение рейтинга.

13:30

Аутсайдер: последнее место заняла Курганская область. Одной из отстающих она была и в прошлом году.

13:29

Изменения в первой пятёрке: Белгородская с 3 на 2, Чеченская с 4 на 3, Тюменская область осталась в лидерах.

13:29

Он указывает, что рейтинг Татарии снизился со второго до седьмого места за год.

13:28

Дальнейший рост эффективности региональной власти, рост средних показателей эффективности, позитивный эффект от смены губернаторского корпуса, перечисляет Орлов.

13:28

«Наше исследование, которое продолжается пять лет, даёт основания поговорить об эффективности региональной власти в ретроспективе», — отметил Орлов.

13:27

Сегодня будет обсуждаться эффективность региональной власти. Начнёт экспертный клуб традиционно с доклада АПЭК.

13:24

Выступает Дмитрий Орлов, он рассказывает о ежегодной премии, присуждаемой экспертам-исследователям региональной политики.