Китайские компании уже вовсю используют Северный морской путь, пролегающий большей частью вдоль побережья России. Так, прошлым летом сразу пять китайских контейнеровозов доставили по этому пути свои грузы на европейские рынки, после чего председатель КНР Си Цзиньпин и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев выразили общую заинтересованность в создании «Ледового шелкового пути», по прототипу евразийского китайского транзитного проекта, заявляет пресс-служба Госкомиссии по развитию Арктики. Об этом сегодня, 5 декабря, сообщает издание The Globe and Mail.

Китай активно осваивает и научно-исследовательское поле арктического региона. Недавно канадскую Арктику посетило китайское судно ледового класса «Сюэ Лун», что в переводе означает «снежный дракон». Маршрут судна, в рамках приполярной экспедиции, проходил вдоль побережья России, Норвегии и Гренландии, и далее через Северо-Западный проход.

Помимо того, что Канада является фактически единственной страной, способной обеспечить поиск, спасение и другую помощь в Северо-Западном проходе, протяженность которого составляет 1500 км, а потому именно канадское правительство взяло на себя риски, связанные с использование китайскими судоходными компаниями Северо-Западного прохода, возникла еще одна проблема международного характера.

И эта проблема касается вопроса канадского суверенитета над Северо-Западным проходом. Канадская сторона придерживается позиции, согласно которой Северо-Западный проход относится к ее территориальным, т. е. «внутренним водам», вход в которые возможен только с разрешения самой Канады. Соединенные Штаты, в свою очередь, настаивают на том, что проход является проливом с «международным режимом».

И поскольку КНР на данный момент является одной из крупнейших торговых и морских держав, ее подход и позиция оказывают значительное влияние на международное право в целом. Китай неизбежно должен будет принять одну из сторон в давнем споре о юридическом статусе Северо-Западного прохода.

И дело не только в том, что без канадской поддержки иностранные моряки попросту будут предоставлены самим себе в самом удаленном регионе мира с наиболее неблагоприятными климатическими условиями. Дополнительной причиной поддержки Канады китайской стороной может стать собственный территориальный спор Китая о его прибрежных водах и территориях. Речь идет, прежде всего, о проливе Цюнчжоу между материковой частью КНР и островом Хайнань, который Китай считает своими «территориальными водами», а США, опять же, настаивает на «международном статусе» пролива.

Именно по этой причине, по мнению экспертов в области международного права, Китай имеет свой правовой интерес в споре о юридическом статусе Северо-Западного прохода, заключающийся в недопущении невыгодного прецедента, способного разрешить ситуацию в пользу США.

На данный момент Китай всё еще не выразил открытой поддержки позиции Канады и не признал ее суверенитет над водными территориями, поскольку для проведения исследований в международных проливах также требуется разрешение прибрежного государства.

Канадская политика в отношении Северо-Западного прохода десятилетиями строилась на принципе «не будите спящую собаку». А нетающий ледяной покров арктических морей до сих пор служил интересам Канады, сдерживая объемы судоходства и позволяя, таким образом, контролировать проход пока еще немногочисленных судов.

Что касается КНР, то ожидается, что китайская сторона всё же запросит общее разрешение для судов под флагом или в собственности КНР на проход через Северо-Западный проход при условии соблюдения канадских законов. Также в настоящее время КНР выражает заинтересованность в инвестировании в инфраструктуру канадской Арктики, а также службы, действующие на ее территории.