«Выступления НПО по вопросу ледников Киргизии не является результатом сложных политических игр. Скорее, это вопрос эволюции некоммерческих организаций», — заявил ИА REGNUM российский экономист, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, комментируя споры вокруг поправок в Водный кодекс Киргизии.

По его мнению, резкое сокращение финансирования гуманитарных проектов по линии Запада привело к тому, что «многие киргизские неправительственные организации меняют свое направление работы и механизмы активности, адаптируясь к новым условиям».

"Естественно, из-за этого кто-то должен был обратить внимание на такую тему как «Кумтор». Ситуация вокруг крупнейшего киргизстанского золотого рудника находится на стыке нескольких моментов: большие деньги, большая политика и резонансные споры. В связи с описанными обстоятельствами ряд НПО и их активисты могут надеяться найти в этой теме себя в экономическом или даже политическом смысле. Другое дело, что я не жду какой-либо пользы от «нашествия» в эту тематику новых людей», — считает он.

Мендкович говорит, что у него создалось впечатление, что протестующие люди совершенно незнакомы с результатами многочисленных экологических экспертиз, которые делали российские гидрологи.

«У российской стороны нет заинтересованности в этом вопросе, и поэтому я озвучу мнение специалистов, с которыми беседовал по вопросу экологии и горнодобычи в Киргизии. Они давали весьма позитивную оценку сохранности экологическому комплексу вокруг «Кумтора» и достаточно высоко оценивали меры инвесторов по ее охране», — пояснил Мендкович.

Собеседник редакции подчеркивает, что и с экологической, и экономической точек зрения «лучшим подходом к данному вопросу является реализация последних достигнутых соглашений между правительством Киргизии и канадским инвестором».

"Что касается активности НПО, мне представляется, что если необходимость реформы этого сектора назрела, то активисты должны искать объекты приложения своих сил не по резонансности проблем, а по наличию навыков или тех или иных ресурсов для работы», — уверен экономист.

Никита Мендкович приводит в пример российский опыт 2014 года, когда на фоне конфликта США свернули многие программы поддержки некоммерческих организаций.

«За прошедшие годы российский некоммерческий сектор успешно переориентировался с политический активности на работу с внутрироссийскими ресурсами по реально актуальным проектам. Это и контроль качества ремонта дорог, борьба с незаконными свалками, помощь детям-сиротам, и, конечно, борьба с коррупцией в регионах».

В заключение эксперт выразил мнение, что киргизстанским неправительственным организациям и активистам тоже «нужно приложить усилия и найти себя в изменившихся условиях».