Вступительная и дебютная речь американского президента на Генеральной Ассамблее ООН была весьма противоречивой и поляризованной по своему содержанию, как многие того и боялись, — сообщает немецкая газета Frankfurt Allgemeine Zeitung.

Эксперты и обозреватели отмечают, что речь Трампа не была лишена агрессивной риторики, в особенности в адрес Северной Кореи и Ирана.

Трамп фактически обвинил иранский режим в том, что он отобрал у иранского народа право распоряжаться собственной судьбой. Политик заявил, что «весь мир понимает, что иранский народ хочет изменений, и что, помимо внушительной военной мощи США, именно иранского народа лидеры страны боятся больше всего», добавив при этом, что придет время, и иранскому народу придется сделать выбор либо в пользу «бедности, кровопролития и террора», либо в пользу «достопочтенных корней своей страны, которая была центром цивилизации, культуры и благосостояния».

Трамп также подчеркнул, что сделка по иранской ядерной программе, подписанная США еще при администрации Президента Обамы и 5-ю другими странами два года назад, была одной из худших односторонних транзакций, в которые когда-либо вступали Соединенные Штаты.

До 15 октября Трамп должен решить, продолжать ли выполнять обязательства по сделке, или нет. Его угроза об отказе в президентской поддержке может в итоге привести к тому, что Конгресс возобновит санкции против Ирана в связи с расторжением соглашения.

Присутствующие встретили часть речи, относящуюся к Ирану, холодным молчанием. Сделку по иранской ядерной программе поддерживала подавляющая часть стран-членов ООН, а также ближайших партнеров Вашингтона. То, что мировая общественность считала невероятным дипломатическим успехом, американский лидер назвал «откровенным позором Соединенных Штатов Америки». При этом Международное агентство по атомной энергии, равно как и правительство Ирана, подтвердило, что страна выполняет все условия, согласованные для ослабления санкций.

Французский президент Эмманюэль Макрон, также выступавший со своей дебютной речью, отметил, что он бы настаивал на том, чтобы обсуждать дальнейшие ограничения иранской ядерной программы после 2025 года, когда все существенные элементы сделки 2015 года будут исчерпаны. Однако Макрон предупредил, что аннулирование существующей сделки приведет лишь к отрицанию ответственности, гонке ядерных вооружений и ситуации, возможно даже более серьезной, чем проблема Северной Кореи.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф ответил Трампу в Twitter, заявив, что речь президента США, «невежественная и полная ненависти», явно «принадлежит к Средневековью, но никак не к XXI веку Объединенных наций». Несмотря на то, что иранский представитель должен произнести сегодня свою ответную речь, министр добавил, что слова Трампа «не достойны ответа». «Поддельным сочувствием к иранскому народу никого не проведешь», — заметил он.

Многие эксперты отмечают, что сценарий, изложенный Дональдом Трампом, согласно которому иранский народ однажды «обретет свободу, а Соединенные Штаты и Иран станут друзьями», маловероятен. Особенно учитывая тот факт, что многие иранцы до сих пор болезненно переживают государственный переворот 1953 года, поддержанный властями США, и враждебно относятся даже к малейшему намеку на вмешательство со стороны США. Поэтому, как отмечает американское издание Politico, иранское правительство вполне может расценить посыл Трампа как призыв к беспорядкам, а то и вовсе к революции.