Международная правозащитная организация Human Rights Watch внезапно обнаружила, что Служба безпеки Украины похищает и пытает людей — соответствующее расследование опубликовано HRW 15 сентября.

Речь в отчете касается всего одной гражданки Украины, пострадавшей от СБУ. Тем не менее, документ международной правозащитной организации вполне можно считать историческим и стоит опубликовать в максимально полном виде:

«Украинские власти должны немедленно расследовать утверждения о незаконном задержании и пытках Мастикашевой, — считает Хью Уильямсон, директор HRW в Европе и Центральной Азии. — На Украине зафиксированы пытки и другие виды жестокого обращения, которые подкрепляются безнаказанностью производимых злоупотреблений».

Служба безопасности Украины (СБУ) без всяких на то оснований задержала гражданку Украины, удерживала ее под стражей без связи с внешним миром и применяла к ней пытки. Власти обвинили Дарью Мастикашеву в государственной измене, а суд в Днепре постановил содержать ее под стражей в ожидании расследования.

Мастикашева, 29 летняя гражданка Украины, проживающая в Москве, посещала ее мать и 10-летнего сына в городе Каменском Днепропетровской области на востоке Украины. 15 августа 2017 года службы безопасности похитили ее и удерживали без связи с внешним миром в течение двух дней. 17 августа глава СБУ Василий Грицак сообщил СМИ, что СБУ открыла уголовное дело и обвинила Мастикашеву в государственной измене и незаконном хранении оружия.

Адвокат Мастикашевой сообщил, что 15 августа она ехала на своей машине, когда около 14:00 два черных автомобиля заблокировали дорогу. Четверо вооруженных мужчин в черных масках выскочили, закричали «полиция» и «СБУ» и начали бить по машине огнестрельным оружием. Они вытащили Мастикашеву из машины, толкнули ее на землю, надели наручники и мешок на голову и втащили в одну из своих машин. Затем мужчины начали бить ее по животу, груди и голове. Когда Мастикашева спросила, чего они хотят, ей сказали, что она скоро узнает. Через несколько часов Мастикашеву привезли в подвал явно заброшенного здания, где ей сняли маску, и она увидела офицеров СБУ. Мастикашева провела там всю ночь. По словам адвоката, за ночь она неоднократно подвергалась пыткам — ей надевали полиэтиленовый пакет на голову до того момента, пока она не теряла сознание.

Силовики приказали ей прочитать текст на камеру. Несколько раз Мастикашева отказывалась, но согласилась после угроз причинения вреда ее матери и сыну. В тексте говорилось, что Мастикашева — агент Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и отправилась в Украину в качестве вербовщика участников вооруженного конфликта на востоке страны для совершения террористических атак в России, в которых ФСБ обвинит украинское правительство. 17 августа глава СБУ показал это видео на пресс-конференции.

16 августа похитители посадили Мастикашеву в машину и отвезли ее в штаб-квартиру СБУ в Днепре. Несколько часов ее продержали в штаб-квартире СБУ, а затем отвели на улицу, где была припаркована ее машина. Тут же был проведен обыск, в машине были обнаружены гранаты, взрывчатые вещества и взрывные устройства, карты российских городов, другие документы и карты памяти, которые не принадлежали Мастикашевой, и не находились в машине, когда ее похитили. Затем Мастикашеву отвезли обратно в штаб-квартиру СБУ в Днепре и продержали ночь в следственном изоляторе.

Вечером 17 августа следователи СБУ в первый раз допросили Мастикашеву в присутствии адвоката. Во время допроса Мастикашева отказалась от признательных показаний и заявила, что дала их под пыткой и угрозами насилия в отношении ее семьи.

18 августа суд Днепра распорядился об аресте Мастикашевой до 16 октября, на время проведения расследования.

Мать Мастикашевой рассказала HRW, что Мастакашева 15 августа планировала выехать на автобусе, чтобы вернуться в Россию. Мать сообщила, что не могла узнать местонахождения ее дочери два дня, несмотря на неоднократные телефонные звонки и визиты в местные правоохранительные органы.

Также она рассказала, что около полуночи 16 августа несколько бойцов СБУ пришли с обыском в ее загородный дом. Она попросила показать разрешение на обыск, в чем было отказано. Обыск проходил до 3:30 утра.

Мать Мастикашевой впервые увидела свою дочь утром 17 августа, когда СБУ отвезла Мастикашеву в госпиталь Днепра за судебно-медицинскую экспертизу. Согласно оценке судмедэкспертов, травмы Мастикашевой были незначительными и были получены за несколько дней до задержания СБУ, которое официально состоялось только 17 августа.

Тем не менее, матери удалось сфотографировать Мастикашиву на мобильный телефон. Эту фотографию она передала HRW. На фотографии видны синяки и ссадины на лице Мастикашевой, крупная гематома под правым глазом, из-за которой тот полностью закрыт. По словам матери, синяки и ссадины были также на руках и шее Мастикашевой. Мастикашева не могла самостоятельно передвигаться — ее фактически несли сотрудники СБУ.

По словам действующего адвоката Мастикашевой, первый адвокат отказался от дела после угроз со стороны СБУ.

Кроме того, адвокат утверждает, что Мастикашева до сих пор не получает медицинской помощи и чувствует себя плохо.

Также адвокат сообщил, что в деле Мастикашевой уже появился свидетель — некто Александр Коротай, который под пытками подтвердил версию СБУ о том, что Мастикашева вербовала украинских ветеранов войны по заданию ФСБ.

«Похищая гражданское население, пытая граждан, СБУ и другие правоохранительные органы Украины демонстрируют ужасающее пренебрежение к верховенству закона, — считает Хью Уильямсон. — Страшные факты о содержании Мастикашевой в СБУ дают понять, что гражданским лицам отказывают в самых элементарных правах человека и они уязвимы перед самым жестоким обращением».

Пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с лицами, содержащимися под стражей, находятся под абсолютным запретом международного права, и все страны обязаны преследовать виновных в этом, говорится в отчете HRW.

Также напомним, что в докладе Миссии ООН по наблюдению за соблюдением прав человека на Украине за июнь 2016 года отмечается, что все случаи задержания без связи с внешним миром и пыток на Украине, о которых до их сведения доводилось в конце 2015 года и в начале 2016 года, в основном производились именно СБУ.