Явка на предстоящих губернаторских выборах в РФ будет в основном соответствовать тем электоральным традициям, которые сложились в тех или иных регионах. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 25 августа заявил член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев на конференции, посвященной представлению доклада Фонда о прогнозах явки на предстоящих выборах.

«Явка в существенной степени зависит как от исторических традиций голосования в стране и в конкретном регионе, так и от особенностей избирателей, которые живут на конкретной территории», — заявил Григорьев.

Эксперты разделили все регионы на три части — с высокой явкой (более 40%), средней явкой (30−40%) и ниже среднего (менее 30%).

Так, в группу с высокой явкой вошли, например, Севастополь, Мордовия, Белгородская и Саратовская области.

В свою очередь, среди регионов со средним уровнем явки эксперты указали Бурятию, Пермский край, Марий Эл и Удмуртию, Калининградскую, Томскую, Ярославскую и Рязанскую области.

Наконец, в группу с явкой ниже средней войдут такие регионы, как Свердловская, Новгородская и Кировская области, а также Карелия.

Все эти оценки вытекают из анализа уже устоявшихся политических традиций в этих регионах, благодаря которым на протяжении последних 15−20 лет в субъектах РФ из раза в раз наблюдается достаточно стабильный уровень явки, подчеркнул Григорьев.

Так, низкая явка в Свердловской области обусловлена тем, что даже на выборах губернатора 2003 года, которые прошли в два тура в условиях ожесточенного противостояния элит области и города Екатеринбурга, явка составила лишь 32% от общего числа избирателей.

В 2017 году, когда в элитах области и города не наблюдается никаких противоречий, финансовые затраты и накал избирательной кампании существенно меньше, что предопределит заметно меньшую явку. При этом Григорьев заметил, что «в 2013 году Евгений Ройзман никак не повлиял на увеличение явки — она была на уровне 33%».

Если взять пример Кировской области, то здесь в 2014 году практически полностью доминировал Никита Белых. «Явка тогда составила 36%. В 2017 году ситуация повторится — кандидаты ЛДПР и КПРФ ровно такие же, и отличие только в фигуре временно исполняющего обязанности. В этих условиях ожидать явку выше, чем показал Никита Белых, не имеет смысла», — констатировал директор Фонда исследования проблем демократии.

В свою очередь, политический опыт Мордовии свидетельствует о том, что на ближайших выборах в этом регионе будет весьма высокий уровень явки. В 2003 году на региональных выборах она составила 83%, в то время как в 1998 году — 76%, что позволяет уверенно прогнозировать хорошие показатели по явке. Аналогичная ситуация сложилась в Белгородской области, где второе десятилетие явка на региональных выборах колеблется в районе 60%.

Григорьев подчеркнул, что показатели явки по российским регионам в целом соответствуют тем уровням, которые наблюдаются в странах с давними демократическими традициями — в частности, в США.

Следует отметить, что это практически единственная страна, где можно видеть полноценный аналог российской системы, с которой можно было бы сравнивать российскую региональную политическую практику. В большинстве стран мира всенародные выборы губернаторов отсутствуют: например, в Германии и Австрии они назначаются региональными парламентами, а во Франции руководители регионов назначаются президентом страны.

Результаты выборов последних 15 лет в США свидетельствует о том, что в основном штаты США по выборам губернаторов могут быть ранжированы по явке так же, как и российские — так, в группу с высокой явкой (более 40%) входят штаты Оклахома (41%), Луизиана (40%) и Южная Каролина (43%). В диапазоне 30−40% находится явка в штатах Нью-Йорк (33%), Калифорния (31%) и Техас (34%). Наконец, в группе с явкой ниже средней можно указать, например, штат Айдахо (26%).

Обобщая выводы, директор Фонда исследования проблем демократии отметил, что относительно невысокий уровень явки вокруг значений в 30−40% характерен в настоящее время практически для всех развитых демократий мира. При этом речь идёт о долгосрочной тенденции снижения явки.

Так, если выборы в США в Палату представителей в конце 1960-х годов показывали явку в 90%, то в течение последних 15 лет она меняется в диапазоне 42−48%. Аналогично в 2014 году явка на выборах в Европарламент составляла 43% — притом только за счёт Бельгии, Люксембурга и Мальты. А на региональном и муниципальном уровнях наиболее явно такая тенденция проявилась на примере выборов мэра Нью-Йорка — если в 1953 году явка в этом городе составляла рекордные 93%, то в 2009 — 28%, а в 2014 — лишь 24%.

Напомним, что 25 августа в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная представлению доклада Фонда исследования проблем демократии с прогнозом явки на предстоящих выборах губернаторов в российских регионах. Работа была составлена на основе оценок пятидесяти членов рабочих групп по защите избирательных прав граждан. Сами же группы были выстроены на базе региональных общественных палат.