Регионам необходимо разработать программы по поддержке территориальных общественных самоуправлений (ТОС), а также проводить широкую информационную кампанию, рассказывая гражданам о возможностях территориальных общественных самоуправлений. К таким выводам пришли участники экспертного совещания Общероссийского народного фронта (ОНФ). Важной проблемой для таких форм самоорганизации граждан остается вопрос финансирования, и эксперты ОНФ предложили делать это за счет перераспределения муниципальных бюджетов.

Как сообщает пресс-служба ОНФ, член центрального штаба организации, координатор центра Народного фронта по мониторингу по благоустройству городской среды Светлана Калинина напомнила, что в 2013 г. по итогам проведения «Форума действий» Народного фронта президент РФ поручил правительству подготовить совместно с ОНФ предложения по совершенствованию законодательства РФ, направленные на повышение роли граждан в принятии градостроительных решений. 5 августа, выступая на заседании Совета по местному самоуправлению, Владимир Путин заявил, что органам местного самоуправления необходимо учитывать мнение инициативных граждан и групп, в том числе и ТОС.

Одной из форм самоорганизации граждан и участия их в благоустройстве являются ТОСы. Как отметила Калинина, доля муниципальных образований, в которых созданы и функционируют территориальные самоуправления, в 2017 г. должна составить не менее 20%, в 2020 г. — не менее 35%. Эта норма прописана в госпрограмме «Региональная политика и федеративные отношения», что является стимулом для региональной власти в поддержке движения ТОС. По словам Калининой, сейчас территориальных общественных самоуправлений в стране значительно меньше и их число сильно отличается в разных регионах.

Эксперты из Тульской, Московской, Архангельской областей и других субъектов привели примеры работы ТОСов по благоустройству городских и сельских территорий в регионах и рассказали о том, с какими проблемами они сталкиваются.

Председатель ТОС «Старый Город» (город Видное Московской области) Александр Баюклин рассказал собравшимся о том, как группа инициативных жителей много лет работает в противостоянии с местной администрацией. По его словам, муниципалитет не только их не поддерживает, но и всячески препятствует работе. Так, например, участники ТОСа разработали совместно с экспертами МАРХИ проект сохранения и преобразования старой части города, сами нашли финансовые средства, однако муниципалитет отказался рассматривать проект. «Мы участвовали и в озеленении города. Чтобы просто посадить липы в центральной части города, мы полтора года ходили и собирали массу бумаг и подписей», — отметил Баюклин.

Депутат Тульской городской думы, председатель регсовета Всероссийского совета местного самоуправления Татьяна Ларина, напротив, рассказала о том, что в ее регионе предложения ТОСов учитываются при благоустройстве территорий. Представители администрации встречаются с жителями, и на общих собраниях определяются территории и объекты, которые нуждаются в благоустройстве. По ее словам, ТОСы и администрация работают в рамках программы «Народный бюджет» — вместе находят средства на реализацию проектов, при этом каждый год бюджет выделяет всё большую сумму на программу, а ТОС, хотя бы раз подавшие заявку на участие в программе, обязательно возвращаются на следующий год.

Вне зависимости от региона, перед ТОСами, как рассказали эксперты ОНФ, стоит вопрос финансирования, который можно решать по-разному: при помощи грантовой или спонсорской поддержки, из муниципального бюджета, средств самих граждан. Руководитель некомерчесского партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отметила, что муниципалитеты сегодня должны не менее 10% бюджетных средств, предусмотренных на социальные услуги населению, отдавать социально-ориентированным некоммерческим организациям.

По аналогии с некоммерческими организациями эту помощь могли бы получать и ТОСы, реализующие мероприятия по благоустройству. Однако далеко не все ТОСы регистрируются в качестве НКО, поскольку это обязывает их сдавать большое количество отчетов, но получение грантов при этом не гарантируется.

«Одна из причин этого — нежелание участвовать в конкурентных процедурах и выходить на конкурсы для реализации собственных проектов. Можно подумать над тем, чтобы для ТОСов сделать исключение в порядке получения грантов. Это позволит им развиваться и находить источники финансирования», — отметила Разворотнева.

Эксперты также подчеркнули, что жители во многих регионах практически ничего не знают о ТОСах, имея крайне поверхностное представление об их работе. О необходимости широкой информационной кампании, а также о вовлечении молодежи и подготовке специалистов в системе территориальных самоуправлений рассказала профессор кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ, доктор политических наук Елена Шомина. По ее словам, акцент при освещении деятельности ТОСов нужно сделать на работе с детьми и подростками, формируя будущий молодёжный актив территориальных самоуправлений.

«Мы видим также много примеров взаимодействия ТОСов с вузами. Самые разные программы реализованы в Новосибирске, Омске, Белгороде, Рязани, Костроме и других городах. Например, в Сургуте есть специально организованный мастер-класс для студентов «Запишите меня в ТОС!», а в Вологде студенты, обучающиеся на профильных специальностях, проверяли, насколько качественно выполнены ремонтные работы на дорогах и помогали тем самым ТОСам принимать эти работы. В Галиче проводят специальный урок для старшеклассников, а в Нижнем Новгороде студенты-юристы Высшей школы экономики оказывают правовую помощь местным ТОСам. Все эти позитивные практики нужно распространять и на другие регионы», — подчеркнула Шомина.

Отдельно участники мероприятия обсудили недостатки существующих законодательных механизмов господдержки ТОСов. Активисты ОНФ напомнили, что только в некоторых регионах (например, в Архангельской и Ульяновской областях, в Ненецком автономном округе) приняты законы, которые предполагают поддержку ТОСов со стороны региональных властей, у которых, как правило, гораздо больше ресурсов, чем у муниципалитетов.

Председатель ассоциации «Лига ТОС» Георгий Мелюхин рассказал о противоречиях в законах, которые регулируют деятельность ТОСов. С одной стороны, есть «Закон о местном самоуправлении», согласно которому ТОСы могут выбирать, регистрироваться ли им как юрлицо или нет, с другой стороны — Гражданский кодекс, который рассматривает ТОСы только как общественные организации, что противоречит сути самоуправления, а обязательные членские взносы могут отпугнуть жителей.

«Правовую основу создавать нужно, но важно сохранить при этом сущность ТОСов как форм самоорганизации людей с активной жизненной позицией. До того, как не будет определен статус ТОСов как территориального общественного самоуправления, которое регистрирует Минюст, мы не можем говорить об их государственной поддержке. С другой стороны, мы на настоящий момент даже не знаем точного количества ТОСов в России, потому что учесть все такие структуры без образования юридического лица очень сложно. Это негативно сказывается и на государственной политике в их отношении. Поэтому до принятия четких и современных правовых механизмов в отношении территориальных общественных самоуправлений и разработки программ поддержки нужно подумать, как сохранить общественный характер их деятельности. ТОСам нужен особый правовой статус», — резюмировал Мелюхин.

Подводя итоги обсуждения, Светлана Калинина отметила, что Народный фронт продолжит мониторинг основных проблем, которые препятствуют эффективной деятельности территориальных самоуправлений.

«Народный фронт всегда поддерживал инициативных граждан. В частности, наряду с публичными слушаниями, референдумами, мы считаем необходимым развивать формы территориальных общественных самоуправлений. Президентом поставлена задача по повышению роли граждан, и надо ее решать», — заключила Калинина.