Вопрос, который задал новосибирец Александр Кычаков во время прямой линии президенту России Владимиру Путину о процентной ставке для представителей малого и среднего бизнеса, является актуальным, считает заведующий кафедрой организации малого и среднего бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления, вице-президент Новосибирской Торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов. В разговоре с корреспондентом ИА REGNUM, Маркелов рассказал, какие меры государственной поддержки, по его мнению, будут наиболее эффективны и как он оценивает состоявшийся диалог главы государства с новосибирским бизнесменом.

«Александр Кычаков сам уже долгие годы занимается бизнесом. Актуальность его вопроса подтверждается еще и результатами различного рода анкетирований. Торгово-промышленная палата на протяжении нескольких лет проводит анкетирование малого и среднего бизнеса как Новосибирска, так и Новосибирской области. И в числе прочих, там звучит вопрос, связанный с доступными источниками кредитования бизнеса. И каждый год в числе факторов, которые сдерживают развитие бизнеса, отмечается это обстоятельство — недоступность и высокие процентные ставки», — сказал Маркелов.

Эксперт отметил, что помимо высоких процентных ставок, Кучаков не озвучил еще одну проблему — часто кредиты просто недоступны малому и среднему предпринимательству.

«Если говорить о величине процентной ставки, то декларируется одна процентная ставка, когда банк приглашает клиентов к себе, но по факту она получается несколько иная. Дело в том, что у нас банковская парадигма совершенно иная, чем западная. У нас банки — это самостоятельный бизнес. Получается, что развитие экономики само по себе, а банк — это бизнес, который идет сам по себе. Когда у нас случился кризис 2008 года, одно из решений было — направить деньги в банковскую систему и при этом говорилось, что банки — это кровеносная система нашей экономики. Но факту эти деньги очень часто шли не на поддержку реального бизнеса», — говорит Вячеслав Маркелов.

Он подчеркивает, что «нельзя сказать, чтобы государство ничего не делало для помощи малому и среднему бизнесу, но эти меры не достаточно эффективны и очень разобщены». По его словам, в Новосибирске есть институты, которые помогают получить более дешевые кредиты, например, гарантийный фонд.

«Что касается фонда микрофинансирования, то здесь в самом названии заключено, что это небольшие деньги. Но и здесь не так легко получить деньги. Руководство фонда объясняет это тем, что много недобросовестных предпринимателей, высока вероятность невозврата и потому высока доля предпринимателей, которые отсеиваются на этапе заявки», — отметил эксперт.

При всем этом, Маркелов считает, что «президент все сказал правильно, но, скорее всего, предприниматели ответом этим будут не удовлетворены».

«Это общегосударственная задача. Если мы говорим о поддержке среднего и малого бизнеса и считаем, что за ним будущее, что это — костяк нашей экономики, то значит меры должны быть более глобальные. Я помню, как на одном из мероприятий, наш президент провозгласил такой тезис, который очень обрадовал предпринимателей: о презумпции недоверия/доверия к предпринимателю. Казалось бы, что лучше? Помимо высоких ставок, малый и средний бизнес лихорадит постоянно административные проверки, вмешательство контрольно-надзорных органов. Малому и среднему бизнесу нужно уважительное отношение», — считает Маркелов.

Но по его мнению, управленческая реакция на местах, в регионах, очень запаздывает от тех целевых указаний, которые дает президент. И то, что касается малого и среднего предпринимательства, то «что-то делается, но делается очень медленно».

«Государственная поддержка должна быть, но она должна быть более продуманной. Губернатор Новосибирской области назвал цифру более 140 тыс субъектов предпринимательской деятельности. При этом он назвал цифру около 217 млн рублей финансовой поддержки. Если поделить и раздать эти деньги — это абсолютнейшая ерунда. Это не поможет бизнесу, возникнет куча недовольных. Поэтому меры поддержки должны быть более продуманными. Нужны приоритеты. Они есть, но они не явны», — подытожил Вячеслав Маркелов.

Читайте также: Новосибирские власти: благоприятные условия для малого бизнеса в приоритете

Как ранее сообщало ИА REGNUM, новосибирский бизнесмен задал вопрос Владимиру Путинуво время прямой линии. Александра Кычакова интересовало, докладывают ли министры ему о реальном положении дел с финансированием малого и среднего бизнеса. Кычаков пожаловался президенту на финансирование малого бизнеса и рассказал, что он, как представитель бизнеса, сталкивается постоянно с одной проблемой — фактическая ставка по кредитам юрлицам резко отличается от декларируемой банковским сектором.

Владимир Путин рассказал о «логике» Центробанка и указал, что «будем вместе работать, но работать аккуратно, чтобы не раскачать макроэкономику — это по сути база, фундамент развития всей нашей финансовой и экономической системы».