Прокурор Ленобласти: Экологическая ситуация – главная проблема региона

Прокурор Ленинградской области Борис Марков в интервью ИА REGNUM рассказал о том, на что направлено «око государево» в регионе

Инга Слажинскайте, 11 июня 2017, 13:06 — REGNUM  

Назначенный в феврале 2017 года прокурором Ленинградской области Борис Марков был наслышан о драках мигрантов на стройках Ленобласти, детских самоубийствах из-за «групп смерти», громких коррупционных скандалах и сложной экологической обстановке в регионе, ещё находясь в должности заместителя прокурора Москвы. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM руководитель надзорного ведомства рассказал, в чем видит миссию прокуратуры в 47-м регионе.

Борис Петрович, прокуратуру Ленинградской области вы возглавили четыре месяца назад. Планируете ли обновлять коллектив?

До настоящего времени существенных изменений в штате прокуратуры не произошло. Если кто-то ожидал массовых зачисток, то спешу огорчить, такого не предвидится. Считаю, что коллектив прокуратуры Ленинградской области достаточно профессионален и способен результативно выполнять поставленные задачи.

Вы много лет трудились в органах прокуратуры Москвы. Насколько сильно работа столичной прокуратуры отличается от работы прокуратуры Ленобласти?

Несомненно, в каждом из регионов есть свои злободневные вопросы, в прокуратуре Ленинградской области — это экологическая ситуация. Но основной массив проблем и приоритетные направления надзорной деятельности одинаковы: защита прав уязвленных категорий граждан, субъектов предпринимательства, конституционных прав, защита трудовых прав граждан, контроль за необоснованным ростом цен, создание заслона для хищений бюджетных средств, борьба с коррупцией и т.д.

Можете назвать какие-то громкие дела, резонанс от которых докатился из Ленобласти до Москвы?

Резонансное дело в отношении членов ОПГ «МС-47», которые долгое время вымогали денежные средства у предпринимателей Выборгского района за общее покровительство их бизнесу, в частности предпринимателям, осуществляющим перевозку товаров через таможенные посты на российско-финляндской границе. Лидером этой группы был Александр Берченко, а после привлечения его к уголовной ответственности место занял его младший брат.

В ходе расследования уголовного дела следователи получили сведения о наличии у преступной группы развитых коррупционных связей в правоохранительных органах района, что позволяло ей в течение длительного времени действовать безнаказанно и избегать уголовной ответственности.

Собранные по уголовному делу данные легли в основу обвинения членов ОПГ в вымогательстве денежных средств у предпринимателей Выборгского района, а также незаконном хранении оружия и наркотических средств. В настоящее время уголовное дело находится на рассмотрении Выборгского городского суда.

С какими вопросами чаще всего обращаются жители региона в прокуратуру?

Большинство обращений связано с нарушениями в сфере ЖКХ — рост тарифов и ненадлежащее качество оказания коммунальных услуг. Также это нарушения прав дольщиков, сроков регистрации прав в отделах Росреестра и несогласие с процессуальными решениями, принятыми органами внутренних дел.

Всего в 2016 году к нам обратились свыше 54 тыс. граждан, и это на 7% больше, чем в 2015 году. Рост числа обращений говорит о росте доверия к органам прокуратуры, и мы намерены сохранить эту положительную тенденцию.

Какие нарушения превалируют в сфере ЖКХ?

Самым распространенным нарушением в этой сфере на территории региона остается обеспечение бесперебойной подачи населению коммунальных услуг. Прокуратура области ежедневно мониторит ситуацию в ЖКХ, в том числе информацию, размещенную в СМИ.

Одним из наиболее грубых нарушений за последнее время стала ситуация в поселке Рощино Выборгского района, где в результате подачи некачественной воды отравилось большое количество граждан. По результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

Читайте также: В Ленобласти возбуждено дело после массового отравления грязной водой

Хотелось бы услышать вашу позицию по вопросу так называемой ювенальной юстиции.

Здесь нужно четко понимать, что считать ювенальной юстицией. Проблема ювенальной юстиции не является актуальной для современной России, во всяком случае более актуальной, чем проблема укрепления института семьи и восстановления традиционных российских семейных ценностей.

В обществе существует три позиции по вопросу создания ювенальной юстиции. Первая — её внедрение в таком виде, как она представлена на Западе, отказавшись от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, построив новую правовую конструкцию. Вторая — полный отказ от её внедрения, поскольку это будет являться избыточной системой мер.

Я же сторонник третьей модели: в нашей стране ювенальная юстиция может функционировать исключительно с учетом российской действительности, основываясь на национальной российской ментальности, традициях и культуре.

Для Ленинградской области крайне злободневна природоохранная тематика: несанкционированные свалки, незаконные вырубки леса, строительство на берегах водоемов. Как прокуратура может повлиять на ситуацию в этой сфере?

Вопрос борьбы с несанкционированными свалками, действительно, актуален для территорий большинства муниципальных образований Ленобласти. При этом работа по ликвидации таких свалок органами местного самоуправления проводится только после обращения внимания на эти факты контрольно-надзорными органами. В 2016 году прокурорами было предъявлено более 300 исковых заявлений о понуждении местных властей к их ликвидации.

Порой недобросовестные хозяйствующие субъекты целенаправленно, преднамеренно, на коммерческой основе складируют отходы на земельных участках, предоставленных в аренду или собственность органами местного самоуправления совершенно для других целей. Однако, зная о нецелевом использовании этих участков, местные власти не принимают никакие меры.

Так, в феврале 2017 года с утвержденным обвинительным заключением в суд было направлено уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями» в отношении бывшего главы администрации Свердловского городского поселения Валерия Тыртова. В 2013 году он заключил договор аренды земельного участка с компанией «Евробетон» для проведения работ по восстановлению нарушенных земель. Весь период аренды земля использовалась для незаконной приемки и размещения отходов различного класса опасности, о чем главе администрации поселения неоднократно сообщали местные жители. Но должностное лицо так и не предприняло меры по пресечению незаконной деятельности и изъятию участка.

Читайте также: Загрязнение земель в Ленобласти обернулось для чиновников уголовным делом

Что касается незаконной рубки лесных насаждений, в минувшем году на территории региона было зафиксировано более 340 таких случаев. Ущерб от них составил свыше 97 млн рублей, незаконно срублено было более 6 тыс. кубометров древесины. Средний объем незаконной рубки составил 18 кубометров. Вместе с тем, эти показатели свидетельствуют о значительном снижении активности «черных лесорубов» по сравнению с предыдущими годами.

Надзор в сфере защиты и охраны лесов также остаётся одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры. Так, была пресечена незаконная деятельность руководителя ООО «Софид-лес» Александра Шитя, организовавшего незаконную вырубку лесов в Подпорожском районе. Возбуждено соответствующее уголовное дело, а правонарушитель заключен под стражу.

Читайте также: В Ленобласти ужесточат наказания за незаконные свалки и сжигание отходов

С целью обеспечения беспрепятственного доступа граждан к водным объектам в 2016 году прокуратурой области в суды было предъявлено более 60 исковых заявлений. Объем выявленных нарушений, по сравнению с 2015 годом, возрос в полтора раза. Наиболее неблагоприятная ситуация с застройкой береговых полос наблюдается на территории Всеволожского, Волховского, Выборгского и Приозерского районов.

По всем аналогичным делам прокурора последовательно и принципиального добивается освобождения береговых полос водных объектов от незаконных построек, и в некоторых случаях требуется принудительное исполнение судебных решений с привлечением судебных приставов.

Как вы намерены решать проблему детских суицидов, связанных с так называемыми «группами смерти»?

Проблема самоубийств несовершеннолетних в настоящее время одна из самых острых. По всей стране выявляются факты, свидетельствующие о том, что дети являются активными участниками «групп смерти». Недавно был принят закон, направленный на введение уголовной ответственности за склонение ребенка к самоубийству и вовлечение детей в смертельно опасные игры.

Учитывая сложившуюся обстановку, в феврале этого года в прокуратуре области прошло межведомственное совещание по вопросу совершенствования системы профилактики подростковых суицидов. Оно состоялось с участием всех профильных ведомств, властей региона и научных образовательных организаций. Были выработаны дополнительные меры организационного характера по ведомствам. С целью повышения уровня межведомственного взаимодействия в прокуратуре области создана рабочая группа по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.

Все заинтересованные органы ориентированы на защиту детей от разрушительной для их психики информации, распространяемой в интернете, в том числе путем ограничения доступа к сайтам, содержащим противоправную информацию. Прокурорами на местах приняты меры организационного характера, направленные на защиту детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию.

Читайте также: Из-за «групп смерти» в Ленобласти хотят ввести тесты на зависимость от сети

Насколько серьезен объем нарушений бюджетного законодательства в Ленобласти?

Прокуратурой региона в 2016 году было выявлено более 870 нарушений в сфере исполнения бюджетного законодательства. За год опротестовано 215 незаконных нормативных правовых актов, в суд направлено 42 заявления, возбуждено 31 уголовное дело, к дисциплинарной ответственности привлечено 149 лиц, к административной — одно должностное лицо.

Значительное количество нарушений выявляется при закупке товаров, выполнении работ и услуг для муниципальных госнужд. В основном нарушения связаны с несоблюдением сроков опубликования отчетов об исполнении контрактов, касаются информации и документов, определения начальной и максимальной цены контракта.

Так, комитетом по культуре Ленобласти на официальном сайте 21 апреля 2016 года было размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадебный дом Демидова».

Однако в документации не был определен порядок присуждения баллов за предоставление сведений, что не позволило проверить их соответствие требованиям документации. Кроме того, в качестве не стоимостного критерия (качество работ) было внесено наличие у участника действующего сертификата о соответствии внедрённой им системы менеджмента качества ГОСТу, что не было заранее определено правилами конкурса.

В связи с этим в отношении главы комитета по культуре было вынесено постановление об административном правонарушении и наложен штраф в размере 3 тыс. рублей.

Всего в 2016 году было выявлено 1090 нарушений в сфере госзакупок. Для сравнения, в 2015 году — 733 нарушения. К дисциплинарной ответственности в прошлом году было привлечено 270 должностных лиц, принесено 222 протеста на незаконно изданные правовые акты, к административной ответственности привлечено 109 лиц. Также было возбуждено одно уголовное дело.

Читайте также: Итоги освоения бюджета в Ленобласти: пора менять игроков

Какие проблемы больше всего «портят картинку» региону по уровню преступности?

Состояние преступности в регионе снизилось за год на 13,7% и находится на общероссийском уровне. Так, в прошлом году зарегистрировано свыше 17 тыс. преступлений, в то время как в 2015 году — более 20 тыс. Для сравнения, в Петербурге в 2016 году число преступлений снизилось на 7,3%, в целом по России — на 9,6%.

В 2017 году также прослеживается динамика к снижению преступности. Так, количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 17,3%, что лучше показателя по Петербургу и стране в целом.

Это, безусловно, положительный факт, но также сигнал для проверки состояния уголовно-правовой регистрации, поскольку не секрет, что сотрудники полиции грешат тем, что не всегда регистрируют заявления, а зарегистрировав, не всегда проводят полную проверку сообщения. Так, в 2016 году прокурорами было восстановлено на учет свыше полутора тысяч укрытых преступлений.

Читайте также: В Ленобласти преступность снизилась, но возросло число убийств

За минувший год в Ленобласти было зарегистрировано 5802 тяжких и особо тяжких преступлений, что составляет 33,1% от общего объема преступлений. Раскрываемость не превысила 42%, но это выше показателя по Петербургу (41,3%) и ниже показателя раскрываемости таких преступлений в целом по России (52,8%). При этом основной массив преступлений здесь составляет имущественная группа — 7575.

Также обращают на себя внимание преступления, совершаемые так называемыми трудовыми мигрантами, прибывшими из Средней Азии. Преступления, как правило, совершаются ими в состоянии алкогольного опьянения. В основном, это кражи, грабежи, что связано с отсутствием официального трудоустройства и постоянного источника доходов. Также это преступления, связанные с использованием поддельных документов и нарушением миграционного законодательства.

Читайте также: Мигранты в Ленобласти менее криминогенны, чем в Петербурге

Пристальное внимание прокуратуры в прошлом году было обращено на проблему угонов и краж транспортных средств. Но, несмотря на принятые меры, серьезно переломить ситуацию не удалось.

На 12,3% снизилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Возросло число таких преступлений только в Волховском (на 4,3%) и Выборгском (на 3,1%) районах Ленобласти. Но здесь основной причиной все же является проблема ликвидации органов наркоконтроля, процесс налаживания органами МВД функции и механизма по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Число преступлений экономической направленности в Ленобласти осталось на прежнем уровне. Всего было выявлено и поставлено на учет 844 таких преступления, среди которых налоговые составляют 30,9%.

Серьезной проблемой, на которой необходимо сосредоточить усилия, является возмещение ущерба от преступлений. В 2016 году сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила около 3 млрд рублей, но добровольно погашено только порядка 300 млн рублей, то есть 5,4%. Работа в этом направлении прокуратурой области будет активизирована.

Насколько далеко вы готовы зайти в борьбе с коррупцией и организованной преступностью в регионе?

Насколько позволят наши полномочия. Противодействие коррупции является одной из основных задач органов прокуратуры, и здесь нам действительно еще есть, над чем работать.

Может, искоренить коррупцию полностью и не удастся, поскольку многие уже заражены этим вирусом, но, уверяю вас, мы будем к этому максимально стремиться.

Прокурорами на системной основе проводятся проверки соблюдения чиновниками запретов, ограничений и обязанностей, установленных для предотвращения коррупции, принимаются меры по предупреждению и пресечению «откатов», выявлению и устранению коррупционных проявлений при закупках.

Как выглядит Ленобласть на фоне других регионов по уровню коррупции?

Если говорить о количестве выявленных нарушений закона, то мы в числе лидеров среди коллег в Северо-Западном федеральном округе; если о количестве зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, а это 226 (на 25% больше, чем в 2015 году), то здесь результаты скромнее, но, с учетом численности населения, вполне сопоставимы с Петербургом. Однако основные органы власти Ленинградской области расположены на территории Петербурга, поэтому и преступления, совершаемые чиновниками, зачастую регистрируются там.

Вместе с тем, очевидно, что степень латентности преступлений коррупционной направленности крайне высокая. Речь идет о соотношении одного выявленного к 30 скрытым от правоохранителей преступлений. Такими результатами мы недовольны.

Отдаю себе отчет, что взятки на дорогах, «благодарности» врачам-терапевтам не имеют ничего общего с реальным масштабом коррупции в области. Она сосредоточена в сфере распределения бюджетных средств, при контроле за исполнением государственных и муниципальных контрактов, в сфере административных процедур при выдаче разрешений на строительство, распоряжении земельными ресурсами, лесом и недрами.

Читайте также: В Ленобласти борются только с «бытовой» коррупцией — прокуратура

Каковы причины коррупции в России? Почему ее так трудно побороть? Может ли помочь в этом зарубежный опыт?

Как социальное явление коррупция существует с древних времен и, подобно вирусу, распространилась на все человечество, отравив сознание людей. Основной причиной существования коррупции считаю правовой нигилизм граждан. К сожалению, у россиян сложился стереотип, что без дачи взяток и предоставления должностным лицам иных выгод невозможно добиться удовлетворения своих законных интересов и прав.

Выявление преступлений коррупционной направленности представляет определенную сложность из-за того, что в большинстве случаев коррупционные отношения выгодны обеим сторонам и сохраняются ими в тайне. Также определенную роль имеет место отсутствие действенных механизмов защиты заявителей о фактах коррупции.

К настоящему времени в российское законодательство уже внесен ряд существенных изменений по совершенствованию антикоррупционных мер. При этом российские власти проявляют взвешенный подход в этом вопросе и избирательно используют зарубежный опыт. Налицо осознание того, что зачастую неплохо зарекомендовавшая себя в отдельных государствах практика оказывается неприемлемой для других стран.

Вместе с тем, несмотря на внешнюю открытость и стремление помочь в противодействии коррупции, мы сталкиваемся с длительными сроками исполнения наших ходатайств о предоставлении необходимой информации уполномоченными органами иностранных государств, что препятствует эффективной борьбе с коррупцией. Например, информацию из Панамской республики в отношении одного из чиновников мы ждали около года, из Чешской республики — более полугода.

Читайте также: Прокуратура Ленобласти требует уволить чиновника за бизнес в Чехии

В какой степени сами правоохранительные, надзорные, судебные органы являются частью коррупционной среды?

Говоря о слугах государевых, следует признать, что работники правоохранительной системы и прокуратуры являются членами нашего общества, и те негативные коррупционные процессы, которые происходят в обществе, затрагивают и их.

Региональные подразделения собственной безопасности МВД и ФСИН России постоянно ориентированы на активную оперативно-розыскную деятельность, и есть положительные результаты. Например, в настоящее время во Всеволожском городском суде рассматривается уголовное дело по обвинению бывшего оперуполномоченного УМВД России по Всеволожскому району, вымогавшего у предпринимателя взятку в размере 2 млн рублей за возврат незаконного изъятого оборудования и сырья.

В конце 2016 года осуждены к длительным срокам лишения свободы и крупным штрафам два судебных пристава и начальник районного отдела судебных приставов по Всеволожскому району, получившие от должника по исполнительному производству взятку в размере 600 тыс. рублей.

В начале текущего года в суд направлено уголовное дело в отношении инспектора ГИБДД ОМВД России по Тихвинскому району, выдававшего через посредника водительские удостоверения лицам, не сдававшим соответствующие экзамены. А это, согласитесь, касается вопросов безопасности дорожного движения.

Как вы относитесь к такой ситуации, когда власть имущие, укравшие миллиард, имеют возможность уйти от наказания, а голодная пенсионерка или подросток, вынужденно укравшие продукты на тысячу рублей, получают реальный срок. Считаете ли нужным бороться с такими «проявлениями закона»?

Это вопрос эффективности правоприменения. Задача органов прокуратуры состоит как раз в том, чтобы действие закона распространялось на всех без исключения, вне зависимости от социального положения, служебного статуса, наличия родственных связей.

Вместе с тем, каждый случай нельзя рассматривать вне контекста. Например, за серию краж незначительного количества имущества в период условного срока отбывания наказания можно получить вполне серьезный срок.

Одна из задач прокуратуры — объяснять обществу, как работает закон, каковы правовые последствия каждого неправомерного действия. Регулярно на сайте прокуратуры, в коллективах, на семинарах мы доводим до людей изменения в законодательстве, предупреждаем о возможных ситуациях конфликта интересов, чреватых коррупционными проявлениями, в некоторых случаях прямо указываем на несоблюдение ограничений и запретов.

Постепенно мы приучим людей, что работать честно, без нарушения закона, правильно и безопасно.

В завершение беседы, хотелось бы узнать каким, на ваш взгляд, должен быть современный российский прокурор?

Я не стану оригинальничать и повторю слова главы нашего государства, прозвучавшие на коллегии Генеральной прокуратуры России в марте этого года: «Прокуратура создавалась, как известно, как «око государево». У нас, слава богу, не монархия, а республика, и это значит, что прокуратура должна оставаться оком государства за соблюдением интересов граждан страны и самого государства, как такового, как института. Именно по эффективности работы прокуратуры, граждане судят о способности государства защитить их права и интересы».

От себя добавлю, что нам, прокурорам, доверили серьезную миссию, и мы намерены оправдать оказанное доверие.

Справка

Борис Марков родился в 1963 году в городе Ессентуки Ставропольского края. В 1986 году окончил Кубанский государственный университет. С 1986 по 1993 годы работал в органах прокуратуры и суда Краснодарского края. С 1994 по 2002 год трудился в Ейской межрайонной прокуратуре Краснодарского края, начиная с должности старшего следователя до прокурора. В 2002-м — первый заместитель прокурора Республики Калмыкия. С 2002 по 2004 годы — заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе — начальник отдела по надзору за расследованием преступлений.

В 2004-м — прокурор Петродворцового района Петербурга. С 2004 по 2005 год — первый заместитель руководителя Департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ. С 2005 по 2006 год — руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу. В 2006 году — руководитель Управления Министерства юстиции РФ по ЦФО. С 2006 по 2009 год — прокурор Южного административного округа Москвы. С 2009 года Борис Марков занимал должность заместителя прокурора Москвы. Указом президента РФ 2 февраля 2017 года назначен прокурором Ленинградской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail