Украина пытается всеми возможными политическими и юридическими мера помешать реализации проекта по строительству российского газопровода «Северный поток-2», который пройдет от побережья РФ через Балтийское море до Германии. Об этом сегодня, 9 июня, заявил премьер-министр страны Владимир Гройсман во время «часа вопросов к правительству» в Верховной раде.

Отвечая на вопрос о том, что делает Киев, чтобы не допустить реализации российского газопровода, Гройсман заверил, что украинская сторона принимает все политические и юридические меры для «защиты национальных интересов». В частности, Украина пытается координировать свои усилия с международными партнерами.

Гройсман назвал «Северный поток-2» политическим проектом. По мнению премьер-министра страны, этот проект «несет угрозу национальной безопасности не только Украины, но и других государств».

Отметим, что поставки российского газа в Европу постоянно растут. Например, экспорт голубого топлива только по газопроводу «Северный поток» за период с января по май 2017 года увеличились на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Читайте также: «Газпром»: Nord Stream-2 может оказаться мало для Европы

На этом фоне Украина и Польша усиливают давление на Евросоюз с целью не допустить строительства «Северного потока — 2». Так, глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев еще в начале текущего года призывал Брюссель заблокировать реализацию проекта. До этого и Польша предприняла меры, чтобы не допустить строительство магистрального газопровода, благодаря которому можно будет поставлять газ из России в Европу в обход транзитных государств. По словам Коболева, запуск «Северного потока — 2» приведет к падению объемов транзита через Украину и Польшу, а целом российский проект обеспечит доминирование «Газпрома» в европейских странах.

Несмотря на то, что украинская сторона обвиняет Москву в «агрессии», потерять транзит российского газа вовсе или частично Киев не хочет. Дело в том, что, согласно данным «Укртрансгаза», объем транзита в 2016 году вырос на 23%, достигнув 82,2 млрд кубометров, что в результате чего Украина получила около $2,5 млрд валютной выручки за оказание транспортных услуг. Спрос на российский газ в ЕС растет, поэтому поставки «Газпрома» увеличиваются, в том числе и через украинскую территорию.

Читайте также: «Запад доверяет ФРГ в отношении Nord Stream-2 меньше, чем Украине»

Брюссель, в свою очередь, уже отмечал, что не имеет юридических оснований для блокировки «Северного потока-2». Также в конце марта глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что Россия может сохранить транзит газа через Украину в Европу даже после ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2». «Газпром» может вести по этому поводу переговоры, однако после запуска газопровода объемы транзита в любом случае будут намного меньше — около 15 млрд кубометров газа в год для стран, граничащих с Украиной. В интервью ИА REGNUM ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков, комментируя это известие, обращал внимание на то, что небольшой транзит по украинскому маршруту сохранится из технических соображений. Также, по мнению эксперта, такая мера может быть принята, чтобы европейские страны, выступающие против реализации проекта, более благосклонно относились к проекту.

Позднее украинская сторона попыталась экономическим путем не допустить реализации «Северного потока-2». Так, «Нафтогаз» заявлял о том, что собирается заметно снизить цены за транзит российского газа, однако не раньше 2019 года, то есть когда закончится контракт на поставку топлива между с «Газпромом». Однако партнеры российской компании по реализации проекта уже приняли модель финансирования газопровода.