«Главы государств участников форума поехали в Пекин каждый со своими целями. Именно поэтому кто-то заключал соглашения и искал инвестиции, а кто-то просто наблюдал за демонстрацией силы со стороны восточного соседа», — сказал киргизский политолог Марс Сариев, комментируя итоги форума «Один пояс, один путь», который завершился в Пекине 15 мая.

По мнению эксперта, мероприятие в первую очередь должно было продемонстрировать успех развития КНР и анонсировать новые амбициозные планы.

«Пекин обещает, что инициатива «Один пояс, один путь» принесет всеобщее благо для всех стран и станет инструментом для постепенного выхода из экономического кризиса. На фоне США, которые закрепили за собой имидж государства-жандарма, используя силовые методы и придерживаясь агрессивной политики по отношению к соседям, Пекин выглядит более привлекательно», — говорит политолог.

Сариев считает, что отсутствие грубого доминирования в публичной риторике значительно облегчает тактику ползучей экономической экспансии Пекина в Среднюю Азию. «КНР считает, что лучше завоевывать сердца, а не города. Пытается завлечь щедростью и дружелюбием. Однако не стоит забывать, что, во-первых, за китайские «золотые горы» рано или поздно придется платить. А во-вторых, эта щедрость распространяется далеко не на всех «просящих», — подчеркивает Сариев.

Политолог уверен, что Киргизии не стоит ждать безвозмездных подарков от Пекина. А вот на некоторые уступки пойти со временем «все же придется».

«Самый главный проект Китая в Киргизии — это железная дорога Китай Киргизия Узбекистан. Но Бишкек не волен в решениях, которые могут изменить судьбу всего региона. Против этой железной дороги выступают Москва и Астана. Во-первых, наши партнеры опасаются за собственную безопасность. Ведь проект железнодорожного полотна, предложенного КНР, означает, что Китай в любой момент может перебросить свои войска и «постучаться в двери ЕАЭС», — считает эксперт.

Второй причиной аналитик называет конкуренцию за транспортные пути.

«Железная дорога из Китая идет через Россию и Казахстан. Если будет дополнительная ветка через Киргизию — это значит, что Москве и Астане придется «поделиться» доходами от транзита», — говорит Сариев.

Именно поэтому Бишкек «оглядывается на партнеров по ЕАЭС» и без их одобрения ничего строить на своей территории не будет. Китай это понимает и поэтому не спешит отдавать деньги «просто так». Он любит определенность и четкость, когда дело касается его интересов.

«Поэтому президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев по итогам поездки назвал конкретные цифры и направления сотрудничества, а делегация из Киргизии лишь обогатилась новыми впечатлениями», — заключил Марс Сариев.