На фоне сообщений о якобы осуществленной официальным Дамаском химической атаке в провинции Идлиб все больше звучит призывов к смене режима в Сирии. Тем не менее, как показали подобные операции в Афганистане, Ираке и Ливии, эта стратегия ущербна и контрпродуктивна, пишет Чарльз В. Пенья в статье для The American Conservative.

Самые последние примеры смены режима — Афганистан, Ирак и Ливия — далеки от того, чтобы быть примером успеха. Так, война в Афганистане стала самой длительной в истории США, о её окончании не приходится даже говорить, Ирак почти не отстает, являясь еще одним примером безумия попыток ввести западную демократию в племенном суннитском обществе. Более того, свержение Саддама Хусейна создало вакуум власти, который и привел к появлению в стране «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а затем и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Ливия оказалась уменьшенной копией Ирака — еще один «диктатор» свергнут, однако даже президент Обама признал, что смена режима там не сработала.

В свете этого нельзя не обратить вниманиея на Сирию. Очевидно, что администрация Обамы — с помощью комбинации поставок оружия противникам Асада и авиаударов — не смогла свергнуть власти страны. Одно из мнений, распространенных во внешнеполитических кругах, гласит, что США должны работать с «правильными» местными партнерами в Сирии, непонятно только, как их найти.

Проблема со сменой режима не в том, можно ли применять военную силу для свержения правительств, поскольку США поступили так в Афганистане, Ираке и Ливии, однако смена режима не заключается только в его свержении, но и в замене его на новое правительство. Это не тактический, а стратегический вопрос. А смена режима — провальная стратегия.

Критики подобного курса часто ссылаются на то, что США направляют недостаточно ресурсов — обычно военных — или времени на постконфликтную стабилизацию и построение нового правительства, в котором будет процветать демократия. Реальной же проблемой вашингтонских политиков является их заносчивая убежденность, что подобного типа изменения могут быть осуществлены с помощью внешних сил, в частности военных США.

Уроком Афганистана, Ирака и Ливии стало то, что за свержением диктатора необязательно приходит свобода. Как минимум непосредственным исходом стало появление вакуума власти, в котором различные группировки борются за власть. Не стоит также забывать, что не только затраты на смену режима имеют обыкновение превышать расчеты её сторонников, но и результаты редко когда соответствуют прогнозам.

Нельзя также забывать, что ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) является плодом смены режима, о чем часто забывают сторонники военного вмешательства. Свержение Хусейна создало условия для появления в Ираке «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которая со временем превратилась и в ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Свержение власти в Сирии также с высокой долей вероятности приведет к вакууму и нестабильности, которыми либо воспользуются боевики террористической группировки «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), либо в этих условиях может появиться еще какая-нибудь исламистская группировка, для которой иностранная оккупация станет мотивом для объединения.

По всем этим причинам большинство граждан США, как показали опросы до и после выборов и проведенные тогда, когда Трамп принял присягу, не считает, что внешняя политика США за последние 15 лет привела к их большей защищенности.

Все это возвращает к Сирии. Да, считает автор, Башар Асад — «бандит и жестокий диктатор», однако он не является прямой военной или террористической угрозой США. Единственным же критерием, по которому стоит оценивать, можно ли рисковать жизнью граждан США, является национальная безопасности США, то есть ситуация, когда США или их гражданам угрожает опасность.

Таким образом, вместо того чтобы придумывать новые способы осуществления смены режима в Сирии или где бы то ни было, внешнеполитические лидеры США должны признать безумие и заносчивость таких попыток.