«Никогда Якутия не была так «заточена» под управление одним человеком»
Якутск, 6 марта, 2017, 06:47 — ИА Регнум. Высокая политизированность населения и власть, сосредоточенная в одних руках — так охарактеризовал политическую ситуацию в Якутии политолог Виталий Обедин. Своё мнение он высказал корреспонденту ИА REGNUM, комментируя выводы экспертов Комитета гражданских инициатив, констатировавших, что в республике сложная ситуация с внутрирегиональными конфликтами, а административная устойчивость в последнее время снизилась.
«Про ухудшение ситуации с административной устойчивостью — полнейшая глупость, — считает эксперт. — На самом деле ситуация прямо обратная. На первый взгляд это не бросается в глаза, но если присмотреться и проанализировать ситуацию, вдруг понимаешь удивительное! Никогда за всю новейшую историю Якутии регион так не был «заточен» под управление одним человеком. О таком контроле за республикой два предыдущих президента — Вячеслав Штыров и Михаил Николаев могли только мечтать».
Виталий Обедин подчёркивает, что сейчас никто из людей, составлявших политическую элиту Якутии, не имеет реального влияния на внутриполитическую ситуацию в республике, а также административного или организационного ресурса, доступа к финансам — в том числе Михаил Николаев и Вячеслав Штыров.
«Какой кризис? Какое ухудшение административной устойчивости? Никогда власть в Якутии не была так сосредоточена в одних руках», — уверен политолог.
Он также высказал мнение, что нынешний состав республиканского парламента имеет наибольшее за все созывы количество депутатов, лояльных к власти — 50 членов «Единой России» из 70. «Это абсолютно управляемый парламент, который не только голосует, как ему говорят, но и с легкостью отменяет свои решения по первому окрику», — констатировал эксперт.
Эксперт обращает внимание и на то, что в структуре исполнительной власти Якутии сначала полностью нивелирован, затем ликвидирован институт второго лица — вице-президента.
«Кабинет министров напрямую подчинен главе Якутии, потому что функции премьера исполняет абсолютно несамостоятельная техническая фигура — Евгений Чекин. Администрацию главы и правительства республики возглавляет человек (бывший прокурор) полностью обязанный своим нынешним карьерным ростом Егору Борисову — Фёдор Борисов. Министерства возглавляют «мальчики Борисова» — молодые (по политическим меркам) люди, взятые не из кланов, не имеющие отношения к «старой гвардии» — политическому истэблишменту, сложившемуся в 90-е и начало 2000-х годов. Многих из них искусственно подняли с прежних должностей, перенеся сразу через 1−2 ступени, и они не имеют за собой реальной поддержки, кроме поддержки главы», — подчеркнул Виталий Обедин.
Он выделяет ещё один факт, свидетельствующий о крепости административной управляемости: подавляющее большинство глав муниципальных районов лояльно региональному дому правительства. «Локальные вспышки протестной активности (как в Нюрбе или при голосовании на выборах главы), на которые обращают внимание «эскперты» — это выход пара в свисток. Фиаско регионального отделения «Справедливой России» при благоприятных условиях на выборах в Госдуму прошлого года — последнее и лучшее тому подтверждение».
Что касается внутренних конфликтов в Якутии, то, по мнению политолога, это достаточно стабильное явление, связанное с высокой политизированностью населения республики. Виталий Обедин обращает внимание на то, что в регионе есть сформированное за последние 20 лет чётко выраженное протестное ядро, которое исправно выдает 20−25% голосов за кандидатов, просто выступающих против «партии власти».
«Это показатель запроса республики на определенные перемены во внутренней и внешней политике», — поясняет политолог.
Протестные голоса, по его мнению, не привязаны к конкретным личностям или к конкретным партиям: «Простой пример: оппозиционный политик Эрнст Березкин на выборах в главы республики набрал почти 30% голосов и спустя год, на выборах в Госдуму, представляя партию «Гражданская платформа», он набрал уже всего 3 с небольшим процента. Просто потому что нашлась другая, оппозиционная сила, за которую проголосовало упомянутое протестное ядро. Так что высокая административная управляемость не подразумевает электоральной лояльности со стороны населения», — подытожил Виталий Обедин.
Он также подчеркнул, что в принципе крайне скептически относится ко всем рейтингам, спискам, топам и так далее, так как «в большинстве случаев они составляются по результатам беглого мониторинга интернета за пару часов до сдачи заказчику (работодателю), и не имеют никакого отношения к реальности. Очень часто такие рейтинги корректируются за деньги. И почти всегда выводы из них — это выстрелы «в молоко».
Как сообщало ИА REGNUM, Якутия попала в список субъектов РФ, в которых, по мнению экспертов Комитета гражданских инициатив, сложная ситуация с внутрирегиональными конфликтами. В целом в республике социально-экономические риски оценены как низкие, а политические риски и протестная активность как находящиеся на среднем уровне. При этом в Якутии, по данным КГИ, ухудшилась ситуация с административной устойчивостью — из-за смены руководителей правительства региона и администрации главы. Что касается политической конкуренции, то здесь ситуация не плохая: в республике высока доля эффективных партий, и этот показатель на 0,225 пункта подрос после выборов в сентябре прошлого года, констатировали эксперты.