Главы Белого дома как из Демократической, так и Республиканской партий постоянно сталкиваются с неразрешимой задачей: как наказать КНДР — страну, которая и так обложена санкциями, но при этом не поддается никакому давлению. В Вашингтоне так долго ломают голову над этой проблемой, что уже готовы рассмотреть любые варианты, в том числе назвать Северную Корею государством спонсором международного терроризма. Этого шага необходимо избежать, поскольку он лишь укрепит самолюбие США, но не поспособствует ядерному разоружению на Корейском полуострове, пишет Дэниэл Депетрис в статье для The National Interest.

Автор указывает, что в 2008 году администрация Джорджа Буша младшего отказалась от того, чтобы называть КНДР спонсором терроризма. Тогда этот шаг стал уступкой Пхеньяну, однако сейчас все больше звучит призывов отнести Северную Корею к этой категории. При этом сделать это будет несложно, учитывая то, каким цирком стало убийство Ким Чон Нама. Пойдя на этот шаг, Белый дом продемонстрирует себе и своим союзникам в Китае и Южной Корее, что Вашингтон не станет мириться с такого рода поведением.

Однако этот шаг не только никоим образом не изменит курс Пхеньяна, но и приведет к обострению проблемы. Так, прежде всего, возникает вопрос о том, законен ли был бы подобный шаг. В соответствии с законами о контроле за экспортом вооружений, по руководству экспортными операциями, а также об иностранной помощи, Государственный департамент США может отнести страну к этой категории, только если она «неоднократно предоставляла поддержку актам международного терроризма». При этом ни в одном из них не указывается, что именно подразумевается под «неоднократно».

В случае с КНДР Государственный департамент уже установил, что Пхеньян не участвовал в актах терроризма с 1987 года. И хотя КНДР неоднократно попадалась на экспорте оружия в Иран и участии в программе создания баллистических ракет исламской республики, эти действия не подпадают под подобные определения. Поэтому для того чтобы администрация Трампа внесла КНДР в список государств спонсоров терроризма, ей придется переписать правила работы своего дипломатического ведомства.

Затем есть основания полагать, что такой шаг никоим образом не подействует на Северную Корею, которая и до принятия прошлой администрацией пакета всеобъемлющих санкций была в сложных условиях, поскольку странам членам ООН отныне запрещено экспортировать системы вооружения в КНДР. Им также запрещается помогать вооруженным силам КНДР или способствовать её военным разработкам. Санкции, которые последуют за отнесением КНДР к категории спонсоров терроризма, станут лишь копией запретительных мер ООН.

Более того, благодаря по большей части Конгрессу США Северная Корея на сегодняшний день является одной из наиболее сильно ограниченных санкциями стран. Поэтому новые ограничения в связи с отнесением страны к категории стран спонсоров терроризма не идут ни в какое сравнение с этими запретительными мерами.

Наконец, необходимо принимать в расчет то, что лидер КНДР Ким Чен Ын может пойти на ответные меры. Не преувеличением будет сказать, что при таком развитии событий стоит ожидать активизации пусков баллистических ракет, подземных ядерных взрывов и агрессивной риторики со стороны Пхеньяна, после того как страна будет отнесена к категории спонсоров терроризма.

Более того, зачем делать этот шаг сейчас, когда Китай пошел на сотрудничество с Советом Безопасности ООН? Так, Минторговли КНР заявило, что приостанавливает импорт угля из КНДР, который составляет 44% экспорта Северной Кореи в Китай. Поэтому глупостью, подчеркивает автор, будет отнесение КНДР к категории стран спонсоров терроризма.

Без сомнения, заключает автор, если США назовут КНДР государством спонсором терроризма, это, безусловно, потешит их самолюбие, однако не продвинет процесс ядерного разоружения на Корейском полуострове, при этом желание почувствовать свое «моральное превосходство» не является достаточной причиной, чтобы ситуация с КНДР стала еще более острой.