В 2015—2016 гг. в опеку и на патронат были переданы 1841 воспитанник детских домов. При этом усыновлены были всего 626 детей. По мнению казахстанского омбудсмена Аскара Шакирова, наличие таких форм семейного устройства как патронат и опека, снижают стимуляцию граждан к усыновлению детей, что является общепризнанным приоритетом семейных форм устройства детей. Об этом уполномоченный по правам человека сообщил в своем письме, адресованном премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву. Как сообщает пресс-служба омбудсмена, в своем письме Аскар Шакиров затрагивает проблемы, связанные с деинституционализацией детских учреждений интернатного типа путем их замены альтернативными формами устройства детей в семьи.

«Всецело поддерживая данную тенденцию, омбудсмен вместе с тем выразил опасения в связи с поспешной реализацией поставленной цели. По мнению омбудсмена, форсирование деинституционализации детских интернатных учреждений без создания необходимой методологической базы и учета существующих реалий может привести к необратимым последствиям», — говорится в сообщении пресс-службы.

В своем обращении омбудсмен выражает обеспокоенность тем, что эти новые методы семейного устройства детей еще недостаточно развиты и апробированы.

«Шакиров представил анализ опыта зарубежных стран, привел пример института фостерных (приемных) семей в Испании, Италии и ряде скандинавских стран, в обязательном порядке предусматривающий специализированные курсы и программы помощи квалифицированных специалистов для родителей с последующим сопровождением со стороны социальных служб. Эти требования являются основополагающими для выполнения одного из принципов Конвенции ООН по правам ребенка — «родители для ребенка, а не ребенок для родителей». Отсутствие такой практики в Казахстане, а также реальной оценки мотивации патронатных воспитателей и опекунов, незнание возрастных особенностей детей приводит к возврату детей в детские дома. Согласно статистике, в Казахстане из переданных в 2015 году в опеку и на патронат 1107 детей 211 (19%) были возвращены обратно в учреждения. В 2016 году из переданных 734 детей возвращены 188 (26%). Практически каждый четвертый ребенок переживает вторичное сиротство», — отмечается в пресс-релизе.

Помимо этого, в письме премьер-министру омбудсмен затронул и вопросы возврата детей из детских домов в родные семьи, которые зачастую являются неблагополучными, состоящими из лиц, ранее лишенных родительских прав. По данным уполномоченного, в 2016 году число таких лиц составляло 2093.

«Возврат детей в указанные семьи представляет серьезные риски. По имеющейся информации, на учете в органах внутренних дел состоят около 12 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают более 17 тыс. детей, каждый из которых имеет риск вновь пополнить ряды воспитанников детских домов. В стране заметно выросло число разводов, ежегодный рост которых в соотношении заключенных браков составил 36%», — отмечает Шакиров в своем обращении.

Он также акцентирует внимание на повсеместное закрытие детских домов в республике. В частности сообщается, что в 2015—2016 гг. в Казахстане были ликвидированы 48 таких учреждений. А их воспитанники были распределены в другие детские дома.

«Такие решения должны быть исключительно обоснованными. Необходимо принимать во внимание интересы детей и многолетний опыт функционирования этих учреждений, наличие в них необходимой инфраструктуры и опытных профессиональных кадров. Было также предложено установить межведомственный контроль над данным процессом с учетом зарубежного опыта подготовки приемных родителей», — отмечается в пресс-релизе.

Третья тема, которую затронул Шакиров в своем письме премьер-министру, касается влияния интернета на детей. Он отметил, что защита от влияния негативной информационной среды является одним из актуальных вопросов.

«Принимаемые правительством меры в этом направлении, безусловно, своевременны и эффективны, однако их постфактумный характер не позволяет кардинальным образом решить проблему. Мы просим о законодательном совершенствовании сферы интернет-отношений. Стремительно растущие влияние и роль интернета в повседневной жизни подрастающего поколения требуют своевременного восполнения законодательных пробелов в этой сфере», — отмечает Шакиров.

Он также напомнил, что законодательное закрепление мер по защите детей от воздействия вредной информации регламентировано общепринятыми международными стандартами, в частности 17 статьей «Конвенции ООН о правах ребёнка», которая поощряет государства в разработках принципов защиты ребёнка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

«Предлагаю рассмотреть возможность введения возрастной классификации для интернет-контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента. Например, «18+». Необходимо изучить опыт Великобритании и России по внедрению операторами мобильной интеренет-связи функции «детский интернет», позволяющей сразу при подключении к сети оградить детей от нежелательного информационного контента», — резюмирует уполномоченный по правам человека.

Напомним, ранее казахстанские СМИ сообщали о попытках совершения несовершеннолетними суицидов, связанных с играми «Синий кит», «Море китов», «Тихий дом» и других.