В течение последних восьми лет на фоне того, как позиция КНР в Азии стала все более агрессивной, многие критиковали президента США Барака Обаму за то, что он не смог противодействовать этому азиатскому гиганту. Ведь при Обаме КНР захватила спорный риф Скарборо у Филиппин и построила семь искусственных островов в Южно-Китайском море, на которых разместила тяжелое вооружение — и все это без каких-либо издержек на международной арене. Теперь надежды на перемены многие возлагают на преемника Обамы Дональда Трампа, начал который не очень хорошо, пишет Брахма Челлани в статье The Strategist.

Автор напоминает, что в ходе своей предвыборной кампании Трамп грозил ответными мерами Китаю за то, что КНР обдирает США в области торговли, а также обещал ввести крупные тарифы на китайский импорт «в первый же день» и обвинить Пекин в валютных манипуляциях. После своей победы Трамп пообщался с лидером Тайваня Цай Инвэнь, тем самым нарушив многолетнюю дипломатическую практику. Затем избранный президент США сделал еще один шаг, открыто заявив, что он использует политику «одного Китая» в качестве разменной монеты на двусторонних переговорах по спорным экономическим вопросами или вопросам безопасности, от пошлин на импорт до КНДР.

Однако Трамп отказался от своей затеи. Председатель КНР Си Цзиньпин дал понять, что он даже по телефону говорить не будет с Трампом, пока тот не подтвердит приверженность США политике «одного Китая». Телефонный разговор состоялся, и Трамп сделал как раз то, чего от него хотел Си, очевидным образом не получив от Пекина ничего взамен. Если Китай теперь считает Трампа «собакой, которая лает, но не кусает», то президенту-республиканцу будет сложнее добиваться уступок от Китая в области торговли и безопасности.

Трамп не единственный в своей администрации, кто занял жесткую позицию по отношению к КНР, затем в страхе отступив. В ходе процесса утверждения его кандидатуры на пост главы дипломатии США бывший исполнительный директор компании ExxonMobil Рекс Тиллерсон заявил, что США должны «послать Китаю четкий сигнал», ограничив доступ Пекину на его искусственные острова в Южно-Китайском море. Экспансионизм Китая в регионе «сродни захвату Россией Крыма» у Украины — что стало скрытой критикой Обамы, который позволил обоим событиям состояться.

Однако Тиллерсон, следуя примеру Дональда Трампа, также отказался от своих затей. США, заявил Тиллерсон, просто необходимо быть «способными» ограничивать доступ Китаю к островам в Южно-Китайском море в случае непредвиденных обстоятельств.

Тем не менее, подчеркивает автор, поведение Китая заслуживает более активной позиции США, поскольку Пекин стремится подорвать статус-кво не только в Южно-Китайском море, но и в Восточно-Китайском море и в Гималаях. КНР работает над созданием обширной сферы влияния посредством своей инициативы «один пояс и один путь», а также манипулирует потоками пограничных рек. Всеми этими способами лидеры КНР пытаются добиться цели восстановления статуса Китая как мистического «Срединногокоролевства».

Из-за ущербной политики США Китай и получил возможность осуществлять эти действия. Отчасти это связано с тем, что Вашингтон помог стать Китаю экспортным гигантом. И проблема не в том, что у КНР сильная экономика, а в том, что страна нарушает правила свободной торговли, субсидируя свой экспорт и ставя препоны для импорта, тем самым защищая рабочие места в стране, а также свою промышленность. На сегодняшний день Китай на каждые $4 проданных в США товаров ввозит $1 импорта.

Подобно тому, как США «непреднамеренно» привели в мир бич исламского радикализма, предоставляя подготовку афганским моджахедам — противникам Советского Союза, из которых берет свое начало «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), так же случайно они создали «нарушающего правила монстра», оказав КНР поддержку в ее экономическом развитии. И Вашингтон поддерживал дружественную по отношению к КНР политику, хотя нарушения Китаем становились все более вопиющими и очевидными.

Ирония состоит в том, считает автор, что Китай, который на протяжении многих лет вел тайную торговую войну, ответил на форуме в Давосе на угрозы Трампа предостережением о рисках протекционизма и торговых войн. Но никто, подчеркивает автор, не попадется на удочку Китая, поскольку все больше стран признает, что отношения с Китаем должны строиться на взаимовыгодных условиях.

Сам Трамп может еще бросить вызов Китаю. Когда он согласился соблюдать политику «одного Китая», он заявил, что сделал это по просьбе Си, что говорит о том, что приверженность этой политике не стоит воспринимать как нечто само собой разумеющееся.

Более того, и без того, чтобы ставить под сомнения политику «одного Китая», у Трампа достаточно места для маневра. Он может начать с того, что будет более активно освещать репрессии КНР в Тибете. Он также может расширить политические, коммерческие и военные связи с Тайванем, где из-за политики «одного Китая» население еще сильнее стало воспринимать свою национальную идентичность, тогда как все сильнее стремление людей к сохранению автономии.

В любом случае на фоне того, как Китай по-прежнему пытается добиться своих амбиций в гегемонии, Трампу не остается ничего иного, кроме как продолжать поворот США к Азии — и на деле, а не на словах, как поступал Обама. Для сдерживания Китая и сохранения стабильности Азии ему придется работать в плотном сотрудничестве с его друзьями. Его попытки наладить личную связь с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, а также тот приоритет, который его администрация придает созданию отношений с Индией и Южной Кореей, являются положительными признаками.

Так, заключает автор, не сумев предоставить стратегического веса своему повороту США к Азии, Обама оставил его безосновательным. У Трампа есть возможность — и ответственность — изменить ситуацию. Если он этого не сделает, Китай будет по-прежнему бросать вызов союзникам и интересам США, что чревато серьезными потенциальными последствиями для Азии и всего мира.