Есть несколько причин, почему прекращение бесплатной передачи жилых помещений в собственность (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ в редакции 29.02.2016) нельзя назвать неприятным сюрпризом. Во-первых, закон о переносе ее прекращения на 1 марта 2017 года был подписан Президентом РФ еще 29 февраля 2016 года. Во-вторых, многие жильцы, откладывавшие по разным причинам столько лет приватизацию, думают что продлят и в этот раз. Этому заблуждению способствуют как безответственные консультанты, так и первоначальное намерение законодателей продлить приватизацию на более поздний срок, да и сам факт многократного продления в прошлом. В-третьих, неприятностью окончание приватизации нельзя назвать для тех, кто теперь окончательно потеряет это право. Для многих это настоящая катастрофа. Очертим круг лиц, которые пострадают от прекращения программы бесплатной передачи жилья в собственность.

1. Военнослужащие, не приватизировавшие жилье, часто плохого качества, в военных городках, где нет инфрастуктуры и рабочих мест, и стоящие в очереди на жилье в конкретном городе. Приватизировав, они бы не получали от Министерства Обороны РФ квартиру в выбранном городе. В очереди можно стоять десятилетиями, и до прекращения приватизации у военных, многие из которых с семьями уже живут за свой счет в других городах, был выбор: приватизировать, не дожидаясь бесконечно своей очереди, или все же стоять в очереди до победного конца. Сейчас им остается только стоять в очереди, и полученная неизвестно когда квартира не будет предоставлена им в собственность (если не считать, конечно, платной приватизации, которая должна прийти на смену бесплатной).

2. Жильцы аварийных домов. У них похожие проблемы. Законодатели любят говорить по тому или иному поводу: «Все, кто хотели, уже сделали за 10, 15, 20, 25 лет», — не понимая или не желая понять, что у столь долгой «нерешительности» есть простое объяснение, ничего общего с безответственностью граждан не имеющее.

3. Граждане России, уехавшие в длительные командировки, в том числе за границу. Приватизация — довольно обременительное дело даже для тех, кто постоянно проживает в квартире. Если же заниматься этим, проживая за тысячи километров, помимо понятных объективных трудностей и затрат, сталкиваешься с проблемами, которые создает бюрократия. Например, от тебя требуют объяснить и доказать, где ты был и не приватизировал ли жилье в другом городе или даже стране. Можно рассуждать о незаконности тех или иных требований, но проблемы от этого не исчезают.

4. Граждане России, уехавшие на ПМЖ за границу. Трудности те же.

5. Осужденные и отбывающие наказания в местах лишения свободы. Они могут участвовать в приватизации через представителя, но это просто только в теории.

6. Учитывая, что приватизация возможна с согласия всех лиц, имеющих на нее право, не приватизировали те лица, которые не могут прийти к компромиссу в своей семье или в кругу лиц, имеющих право на приватизацию. Проблема становится еще более актуальной, если в этом кругу есть уехавшие в другие города, на ПМЖ за границу, отбывающие наказание в местах лишения свободы, если дом аварийный.

7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В Фонд содействия развитию международного сотрудничества и защиты прав и свобод граждан «Украина — Россия» поступают обращения граждан, для которых прекращение приватизации станет настоящей бедой. Конечно, мы понимаем все аргументы законодателей: было время решить; прекращение приватизации не означает выселения; приватизация будет возможна на платной основе. Хотим предвосхитить такой аргумент: еще есть время (до 1 марта 2017 года). Подается только полный пакет документов, а собрать его за оставшееся время невозможно.

Надо учесть, что если люди хотят иметь в собственности жилье и до сих пор не сумели приватизировать свои квартиры и дом, значит были серьезные причины. Мы особенно хорошо понимаем тех граждан РФ, которые постоянно живут за границей. Выезд на ПМЖ за границу — довольно хлопотное дело, и у таких граждан есть серьезные причины, держащие их вдали от Родины. Приватизация же в таких условиях становится невероятно трудной и затратной затеей, особенно если учесть странные требования, предъявляемые бюрократией. Те, кто богат и имеет жилье за границей, легко решат проблемы. Но такие или давно уже их решили, или их жилье в России не представляет для них большого интереса. Пострадают самые незащищенные граждане. Но, в конце концов, богатые и бедные, больные и здоровые, вообще все люди равны в правах.

И здесь мы переходим к инициативе первого зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, которая может перевести вопрос совсем в иную плоскость: пострадавшие от прекращения приватизации смогут не давить на жалость, прося войти в положение, но поставить вопрос жестко, руководствуясь Конституцией России.

13 января сего года А. Сидякин внес на рассмотрение палаты парламента законопроект о продлении бесплатной приватизации до 1 января 2020 года для граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения. Все данные по законопроекту доступны в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

17 января законопроект А. Сидякина (законопроект № 77 072−7) рассмотрел Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Были приняты решения:

1. Считать указанный законопроект соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.

2. Ввести комментарий к наименованию законопроекта — «в части продления срока бесплатной приватизации жилых помещений для отдельных категорий граждан».

3. Предложить Совету Государственной Думы:

назначить Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ответственным по указанному законопроекту;

включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2017 года (февраль);

направить указанный законопроект и материалы к нему в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;

установить срок представления в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзывов, предложений и замечаний до 26 января 2017 года.

4. Направить настоящее решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Рассмотрев законопроект А. Сидякина, Совет Государственной Думы 19 января решил: назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 26.01.2017); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы.

Очень хорошо, что Комитет Госдумы нашел законопроект соответствующим части третьей статьи 104 Конституции. Мы также всей душой поддерживаем перечисленные в законопроекте категории лиц. Но не только их, а всех граждан, которые будут лишены права на бесплатную приватизацию. В связи с этим озвучим некоторые положения Конституции России (части статей 19, 55, 56), о соответствии которым Комитет Госдумы ничего не говорит:

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Равенство прав и свобод — важнейший принцип, вытекающий из общего принципа равноправия и положенный в основу формирования всей системы правового положения личности. Статья 19 закрепляет важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России, в том числе равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения, происхождения, места жительства. При этом принципиальное значение имеет формулировка «а также других обстоятельств».

Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т. е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.

Положения статьи 19 Конституции РФ сформулированы в соответствии с содержанием важнейших международно-правовых актов, в том числе ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН: каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Международные пакты о правах 1966 г. закрепили обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве, в том числе в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В связи с постоянным развитием человеческого общества и усложнением общественных отношений система прав человека постепенно развивается, усложняется и совершенствуется. Существующие права и свободы человека и гражданина дополняются новыми, что влечет за собой изменение законодательства, дополнение его новыми демократическими нормами и принципами.

Смысл части первой статьи 55 Конституции РФ заключается в том, что на самом высоком, конституционном уровне признается существование других, помимо перечисленных в Основном законе страны, прав и свобод человека и гражданина, то есть перечень основных прав и свобод не является закрытым, а сами права и свободы помимо Конституции РФ могут содержаться в других нормативных правовых актах, в том числе международных. Эти другие права и свободы человека и гражданина должны быть общепризнанными, что означает их всеобщий, универсальный характер. В Конституции РФ перечисляются лишь те общепризнанные права и свободы человека и гражданина, которые представляются составителям Конституции РФ основными. Но это не означает, что не может быть других общепризнанных естественных и неотчуждаемых прав и свобод, и что эти другие права и свободы являются второстепенными в сравнении с перечисленными в Конституции.

Согласно части второй статьи 55 Конституции в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, что является закономерным итогом многолетней борьбы за права человека во всем мире, осознанием их ценности и необходимости правовой охраны и защиты.

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541−1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» говорит о праве граждан России на бесплатное приобретение в собственность занимаемых ими жилых помещений:

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 29.02.2016) бесплатная приватизация жилых помещений с 1 марта 2017 года прекращается:

2. Признать утратившими силу с 1 марта 2017 года:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.02.2013 N 16-ФЗ, от 28.02.2015 N 19-ФЗ, от 29.02.2016 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) статьи 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959); …

Предложенный А. Сидякиным законопроект велит применять указанное в законе право на бесплатную приватизацию только в отношении граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 год в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения. Текст законопроекта доступен здесь. Ссылки на законы, упоминающиеся в законопроекте, мы дали в статье.

Законопроект № 77 072−7 нарушает равенство прав гражданина, гарантированное Конституцией РФ. Мы, безусловно, поддержим инициативу продления срока реализации права граждан на бесплатную приватизацию, но принцип равенства прав требует продлить этот срок для всех граждан, иначе права одних граждан будут меньше, чем права других граждан. Проблема требует срочных действий. Просим в установленные сроки представить такие замечания по законопроекту, которые исключали бы умаление прав и нарушение принципа равенства прав.