Китай не вытеснит США с позиции ведущей державы в области международного права в ближайшее время, однако если риторика изоляционизма Трампа ляжет в основу политики США, то ситуация может поменяться кардинальным образом, пишет Сонья Ситс в статье для Chatham House.

США всегда подходили избирательно к тому, какие соглашение они подписывают, а также часто становились объектами критики за то, что говорили о своей «исключительности» в применении международного права. Тем не менее ослабление лидирующих позиций США в нынешней, основанной на правилах, международной системе приведет к созданию вакуума, который заполнит Китай.

Такая перемена произойдет не за одну ночь, однако Китай по-тихому накапливает свой потенциал в международном праве, и отход США на более изоляционистские позиции может быть той возможностью для КНР, с помощью которой она более эффективно будет продвигать закон в рамках своей внешнеполитической повестки дня.

Может сложиться впечатление, что отказ от нынешней роли США едва ли пойдет на пользу Китаю, особенно в свете его настойчивого неприятия решения Постоянной палаты арбитражного суда в Гааге по вопросу островов в Южно-Китайском море, а также заявлений о необъективности системы международного права по отношению к КНР. Однако Пекин на протяжении долгого времени восхищался тем, как США подмяли под себя международное право для достижения своих интересов, и в последнее время стараются сымитировать этот успех.

Так, в 2014 году, Центральный комитет коммунистической партии Китая призвал страну укрепить своей «дискурс и влияние в делах международного права», а также «использовать юридические методы для защиты суверенитета, безопасности и экономических интересов [Китая]».

Автор отмечает, что аналитический центр Chatham House внимательно отслеживает выполнение этого поручения. Так, был принят ряд конкретных мер, которые включают в себя новые политические механизмы для повышения эффективности анализа международного права, пересмотра предложенных внешнеполитических решений, улучшение координации между министерствами по юридическим аспектам международных отношений, активный наем выпускников по специальности международное право, а также увеличение юридического штата в посольствах и миссиях Китая по всему миру.

Китай начал проецировать свой более мощный потенциал через программу подготовки и обмена специалистов в области международного права со странами Азии и Африки. Пекин также экспериментирует с установлением собственных норм в более молодых областях международного права, где он надеется иметь больше влияния, в том числе в области кибербезопасности.

Таким образом, несмотря на конфронтацию, подогреваемую такими вопросами, как Тайвань и суверенитет Китая над Южно-Китайским морем, Пекин от изменения международного права, о котором говорил Трамп, только выиграет. Заявив, что США «больше не могут быть мировым полицейским», Трамп поставил под сомнение полезность соглашений о взаимной безопасности, таких как заключенные со странами НАТО, Японией, Южной Кореей. Связанные с ними преимущества лежат в основе коллективной безопасности послевоенного мира.

Из-за отказа США от «либерального интервенционизма», особенно от военных операций, проводимых по гуманитарным причинам, и продвижения прав человека, Вашингтон будет занимать такие же позиции, как и Пекин с Москвой, которые считают, что подобные шаги являются нарушением принципов невмешательства во внутренние дела других стран. Китай также традиционно выступает против каких-либо основанных на договорах военных блоков, особенно в непосредственной близости от своих границ.

Хотя и Трамп, и Китай будут стремиться использовать международное право для достижения своих экономических целей, повестка нового президента США будет носить более протекционистский характер. Трамп стал предзнаменованием окончания поддержки Вашингтоном соглашений о свободной торговле, когда он заявил о том, что будет либо добиваться новых условий по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), либо вовсе из него выйдет, а также откажется от Соглашения о тихоокеанском партнерстве. В свою очередь, Китай устремлён в большей степени вовне, о чем говорит его поддержка Всестороннего регионального экономического партнерства.

Такое развитие событий является возможностью для Китая представить себя на фоне протекционизма США защитником международных юридических норм и институтов.

При Трампе стремление США к инициативам, направленным на глобальное продвижение общественных благ или поддержку либерального миропорядка, может поубавиться в пользу более прагматичного подхода, в основе которого лежат экономические приобретения. Выход из Парижского соглашения по климату, которое Трамп считает вредным для производственного сектора США, будет демонстрацией этого подхода.

Ряд членов правительства КНР уже открыто предупреждает, что угроза Трампа о введении тарифов на китайский импорт «будет нарушением правил, установленных Всемирной торговой организацией», а также, что любой отказ от политики Обамы в области международного экологического права «не повлияет на приверженности Китая поддержке переговоров по климату, а также воплощению в жизнь Парижского соглашения».

До сих пор, заключает автор, США играли более доминирующую, чем Китай роль в международном юридическом порядке, однако в результате отказа США от взятых на себя обязательств в момент, когда Китай наращивает свой потенциал, эта площадка может стать ареной настоящего противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Читайте также: Chatham House объяснил действия КНР в Южно-Китайском море