В Казахстане перераспределят полномочия между ветвями власти
Астана, 11 января, 2017, 18:45 — ИА Регнум. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал распоряжение об образовании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, сообщает сегодня, 11 января, пресс-служба главы государства.
«Рабочую группу возглавит руководитель Администрации президента Республики Казахстан. В ее состав вошли представители парламента, правительства, Верховного суда Республики Казахстан, иных государственных органов, а также представители юридической общественности и научно-экспертного сообщества», — говорится в сообщении.
Вероятно, это начало конституционной реформы, давно ожидаемой экспертным сообществом, которая должна привести к усилению парламента. Напомним, в феврале 2016 года в ожидании выборов в нижнюю палату парламента эксперты высказывали предположения, что следующим шагом станет именно это.
«Что может произойти потенциально после выборов — это смена правительства. Как тут уже отметили, экономика пойдет на спад, доллар уже никто удерживать не будет, сейчас его сбили, потом он пойдет вверх. И понятно, что на этой волне надо будет как-то показать народу, что да, мы усилили законодательную власть, теперь надо усиливать исполнительную. А самое главное, что надо будет выстраивать какой-то баланс между этими ветвями, между парламентом и правительством», — высказался тогда политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
«Далее одна из основных задач — чем дальше занять элиту и народ? (…) Думаю, все-таки руководство запустит по крайней мере на уровне обсуждения вариант с будущей конституционной реформой, о которой президент говорил в прошлом году. По крайней мере, можно попробовать запустить на уровне публикаций, заявлений от партий, дать карт-бланш той же Общенациональной социал-демократической партии, пусть немного тоже свою лепту внесет. Создать дискуссию, какой должна быть эта реформа — хотя бы на таком уровне. Но если все пойдет еще и на уровне каких-то разработок, значит, транзит власти не за горами», — добавил Чеботарев.
Тогда же политолог Антон Морозов отметил, что едва ли можно ожидать реальных качественных изменений: «Переход от сверхпрезидентской к президентско-парламентской форме правления предполагает, что в парламенте реально сильные, авторитетные партии. Многопартийный или двухпартийный — это не особо важно, не принципиальный момент. Главное — сильные партии. Что мы сейчас наблюдаем? Если мы уберем все подпорки в виде лидеров, административного, финансового ресурса, что там от этих партий останется? Довольно мало. И я сильно сомневаюсь, что они смогут в таком случае какую-то дееспособность проявить. Поэтому аргумент о том, что этот созыв подготовит какую-то почву, чтобы следующий парламент стал работать в условиях президентско-парламентской формы правления, меня не убеждает. Откуда возьмутся эти партии? За пятилетний цикл что ли вырастут? Которые возьмут на себя часть ответственности президента, часть его полномочий и функций. Нет, не вырастут, для этого нужен гораздо больший срок. Поэтому я не ожидаю, что итоги этих выборов создадут какую-либо почву для масштабного цикла реформ. Можно объявить в Конституции, что мы президентско-парламентская республика, можно что угодно написать, но по факту мы таковой являться не будем».
Напомним, пять условий для проведения конституционной реформы Назарбаев назвал еще в 2015 году: продолжение либерализации, обеспечение прозрачности решений, внедрение гражданского бюджетирования, укрепление системы обжалования, обеспечение широкого внедрения саморегулирования в обществе.