Выплата компенсации акционерам нефтяной компании ЮКОС никак не противоречит Конституции РФ или постановлениям Конституционного суда. Об этом 15 декабря заявил в КС РФ член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский, передает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, КС РФ рассматривает запрос Министерства юстиции РФ о возможности не исполнять постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и не платить акционерам ЮКОСа присужденную вердиктом ЕСПЧ компенсацию в размере 1,86 млрд евро.

В ходе заседания заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин, среди прочего, заявил, что присуждать компенсацию фактически некому, так как компания ЮКОС была ликвидирована в 2007 году, а считать ее правопреемником вновь учрежденный фонд Yukos International нет оснований, поскольку это может привести к неправомерному обогащению неназванных лиц. Кроме того, ЕСПЧ фактически присуждает компенсацию лицам, которые сами по себе не являлись заявителями, что, по мнению Минюста, противоречит существующей практике и нормам Европейского суда.

Читайте также: При рассмотрении «дела ЮКОСа» ЕСПЧ исходил из неверных предпосылок — Минюст

Тем не менее, по словам Ильи Шаблинского, Европейский суд считает возможным в исключительных случаях присуждать компенсацию правопреемникам, если организация была ликвидирована в ходе разбирательства. «Если жалоба была принята, то последующая ликвидация компании не влечет прекращения дела и не исключает возможности присуждения справедливой компенсации», — сказал Шаблинский.

Кроме того, в тех случаях, когда ликвидация компании в значительной мере стала результатом действий государства, ЕСПЧ склонен признать акционеров надлежащими получателями компенсаций. Страсбург неоднократно указывал, что, если жалоба подана на такие действия государства, которые в ходе рассмотрения дела привели к банкротству и ликвидации компании, прекращение рассмотрения дела в ЕСПЧ подрывало бы само право обратиться в эту инстанцию.

«И фактически поощряло бы государство к лишению таких организаций возможности участия в процессе, позволяло бы государству извлекать выгоду из своего правонарушения. На наш взгляд, нет никаких оснований полагать, что толкование Конвенции о защите прав человека в решении ЕСПЧ как-то расходится с Конституцией или постановлениями Конституционного суда. <…> Надо выстраивать не глухую стену, а мосты между нашей судебной системой и Европейским судом, и исходить из приоритета, который указан в нашей Конституции: приоритета прав человека. Смысл государственного суверенитета, о котором сегодня много говорилось, на наш взгляд, как раз в обеспечении этих прав», — подчеркнул Илья Шаблинский.

Читайте также: «Признав вердикт ЕСПЧ по делу ЮКОСа, мы откажемся от своего суверенитета»

Отметим, представители российских органов власти, в частности, правительства и Совета Федерации в заседании суда заявили, что исполнение постановления ЕСПЧ по «делу ЮКОСа» и выплата компенсации акционерам поставит под сомнение суверенитет России, так как противоречит российскому Основному закону и расходится с прошлыми постановлениями КС РФ.

В свою очередь, Шаблинский также добавил, что ЕСПЧ, по сути, в своем постановлении никак не касается толкования российской Конституции, а нарушение, на которое указывает Страсбург, вытекает из актов российских арбитражных судов.

Напомним, Минюст считает, что требование ЕСПЧ выплатить компенсацию акционерам ЮКОСа противоречит российской Конституции. Сумма компенсации в 1,86 млрд евро включает в себя возмещение налоговых штрафов за 2000 и 2001 годы, а также возврат части 7-процентного исполнительского сбора, взысканного в ходе привлечения компании ЮКОС к налоговой ответственности.