Избранный президентом США Дональд Трамп неожиданно для всех «поворчал» в твиттере относительно того, что Китай без согласия с США девальвирует юань в целях повышения конкурентоспособности своей продукции и уменьшения конкурентоспособности американской, а также вводит пошлины на импорт американских товаров, в то время, как сам экспортирует свою продукцию в США без всяких пошлин.

В настоящее время мир обеспокоен началом возможного экономического противостояния Китая и США — двух важнейших экономик мира. Безусловно, Китай не оставит это заявление без ответа, несмотря на то, что Трамп пока еще не утвержден в должности президента даже коллегией выборщиков, и на то, что это заявление было сделано в социальной сети и может рассматриваться исключительно как личное мнение президента США. Но мировой экономике от этого будет не легче. Товарооборот США и КНР составляет $600 млрд в год. Будущее правительство Трампа может начать проводить политику мягкого вытеснения китайской продукции, китайских инвестиций и даже китайских компаний с американского рынка путем введения пошлин на импорт и изменений в законодательство, например, налоговое, которые могут сделать невыгодными инвестиции Китая в реальный и финансовый сектор США.

О введении пошлин на импорт китайских товаров Трамп достаточно много говорил еще в период своей избирательной кампании, так что не исключено, что «ворчание» в твиттере может после инаугурации нового президента обрести некие реальные очертания, неблагоприятные для КНР. Сокращение товарооборота с США и даже (гипотетически!) полная потеря Китаем огромного американского рынка могут привести к замедлению темпов роста экономики Поднебесной. А уже в 2016 рост ВВП КНР находится на критическом для Китая уровне в 6,5%. Если темпы роста ВВП Китая упадут ниже 6%, это может вызвать экономические проблемы, включающие рост безработицы, закрытие предприятий и замедление процесса модернизации экономики, который финансируется из госбюджета Китая. Не исключены в КНР и социальные протесты, если уровень жизни в стране, по которому Китай отстает, например, от своего партнера по группе БРИКС — России, хотя и превосходит ее по темпам роста ВВП, будет ухудшаться.

Однако было бы странно предполагать, что антикитайское выступление Трампа в твиттере застало КНР врасплох. В Китае полностью готовы к ответу на экономическую «войну» с США, если таковая случится. Например, Китай может закрыть свой рынок для американских товаров, продолжить девальвацию юаня в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности своей продукции, заместить американский рынок другими рынками сбыта (например, российским, казахстанским, а также быстрорастущими рынками иных развивающихся стран, входящих в G20). Наконец, КНР, как третий в мире кредитор США может продать часть казначейских облигаций Соединенных Штатов (возможно, взяв в партнеры Саудовскую Аравию), что вызовет резкий рост доходности по американским облигациям и обвал доллара к мировым валютам. Но последствием этого шага станет очередной мировой экономический кризис, который негативно повлияет на весь мир, и надо признать, развивающиеся страны от него пострадают сильнее, чем развитые.

Однако мы полагаем, что ни США, ни Китай не заинтересованы в эскалации экономических противоречий. У двух великих держав есть большой шанс на сотрудничество вместо конфронтации, например, если Трамп сдержит свое предвыборное обещание, и во время его президентства будет отменено соглашение о «Транстихоокеанском партнерстве». Это будет выгодно обеим великим державам, а также многим другим странам, которых США при Обаме буквально затягивали подписать невыгодные условия торговли. Мы полагаем, что компромисс в решении сложных экономических проблем между США и Китаем будет найдет после того, как Дональд Трамп официально вступит в должность президента США. Впрочем, у Трампа есть склонность дезавуировать некоторые свои резкие заявления, возможно, и это заявление он дезавуирует либо скорректирует, и потенциальный экономический конфликт с Китаем будет разрешен, так и не начавшись.