Начальник управления общественных связей правительства Челябинской области Дмитрий Семёнов сообщил о том, какие мероприятия, направленные на профилактику и противодействие экстремизму и его проявлений, осуществляются на территории региона. С 2014 года в Челябинской области создана межведомственная рабочая группа по мониторингу этноконфессиональной ситуации и гармонизации межнациональных отношений в регионе. Эта рабочая группа регулярно ездит по муниципалитетам и изучает социально-экономическую, социально-политическую и миграционную ситуации, а также выявляет факторы, способствующие возникновению межнациональных, межконфессиональных и иных конфликтов.

Как сообщил спикер корреспонденту ИА REGNUM, более благополучные в социально-экономическом плане муниципалитеты, имеют меньше проблем с экстремизмом. «Речь идет о крупных городах в первую очередь. Это Магнитогорск, Челябинск. С экстремизмом там, конечно же, проще», — сказал Дмитрий Семёнов.

Вместе с тем, чиновник пояснил, что с 2014 года идёт работа по созданию в каждом муниципалитете своей программы по противодействию экстремизму, на которые должно было быть предусмотрено реальное финансирование для получения позитивной динамики. Ключевым моментом являлась необходимость в налаживании четкого взаимодействия, четкого механизма по отчетности, мониторинга. И за счет создания муниципальных программ, за счет работы муниципальных комиссий по противодействию экстремизму, и активизации работы межведомственной комиссии на региональном уровне, была получена вертикаль отчетности и контроля, которая повысит эффективность всей работы, сообщил Дмитрий Семёнов.

Дополнительно к программа по борьбе с экстремизмом будет разработан методологический материал, в котором будут зафиксированы критерии и четкие позиции для включения в эту программу, отметил чиновник.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, какие меры должны быть приняты, чтобы случаи, когда перекрашивали памятник Ленину в центре Челябинска в цвет флага Украины, которые говорят об опасной направленности действий, совершивших деяние, Дмитрий Семёнов ответил, что это были лишь случаи вандализма, и не более того.

«Данные случаи отдельно расследуются. Это случай конкретно правоохранительных органов, мы не увязываем здесь ситуацию напрямую с поддержкой событий на Украине, так как мы могли столкнуться с клинической ситуацией. В какой-то момент человеку было интересно писать ругательные слова, а вот в следующий момент модно стало рисовать что-то другое. И поэтому данные два случая не являются характерными и показательными. Они являются предметом разбирательств правоохранительных органов, которые должны давать правовую оценку данного события. Мы должны понимать, что в этой ситуации ключевым моментов является не что было изображено, а то, что был поврежден объект памятник, который является одним из старейших объектов культурного наследия Советского периода. И пристальное внимание СМИ к данному событию, на мой взгляд, может оказать больше негативного эффекта, чем один или два человека взяли и додумались так поступить. Мы видим, что данная ситуация не является регулярной. Это вопрос правовой оценки и действий правоохранительных органов. Это конкретное правонарушение с конкретным составом преступления», — считает Семёнов.

Также чиновник не увидел действий по разжиганию розни в обществе, которая является благодатной почвой для возникновения экстремизма, в скандальной установке мемориальной доски Маннергейму в Санкт-Петербурге. На просьбу корреспондента ИА REGNUM прокомментировать необходимость установки, привносящей раздор в общество, памятной доски пособнику Гитлера, Дмитрий Семёнов ответил следующее:

«Давайте будем разбираться постепенно. Вот вы назвали Маннергейма — пособником Гитлера. А на доске Маннергейму что было написано? Дело в том, что данная ситуация вызвала разноплановую реакцию в обществе. Факты, с которыми мы столкнулись, а именно, что доску Маннергейму сверлили, обливали сильнодействующими химическими веществами… но данную ситуацию мы видим опять же связанную с конкретными действиями, конкретных людей, имеющих свою позицию. Мы можем взять любого исторического деятеля. Я даже не могу представить ни одного исторического деятеля, про которого можно было однозначно сказать, что он хорош, вот на 100%, и все 142−145 миллионов жителей РФ примут однозначное решение, что он абсолютно идеальный человек, и если будет принято решение об увековечивании его заслуг, достижений, — все положительно отреагируют», — отметил начальник управления общественных связей правительства Челябинской области.

«Конечно же, Маннергейм оказался достаточно спорной фигурой, которая сыграла неоднозначную роль в истории нашей Родины. Мы можем говорить, что он сыграл положительную роль в жизни Российской Империи, но крайне спорную роль в истории Советского Союза. Возможно, следует при установке мемориальных досок более детально рассматривать последствия и смотреть, к чему это может привести. Однозначно биография Маннергейма яркая, насыщенная, интересная, но, конечно, те факты, которые говорят, что у него были контакты с нацистской Германией, их невозможно забыть. Возможно, компромиссом является размещение мемориальных досок, где будут указаны все факты», — считает чиновник.

Такой же максимально информативный, фактологический подход должен применяться и при рассмотрении установки мемориальных объектов в Челябинске, например, Колчаку, считает спикер.

«Колчак интересен тем, что у него фактов связи с нацистской Германией — нет. Потому что мы все прекрасно знаем, что его жизнь оборвалась трагически, он был расстрелян. Конечно же, он активный участник братоубийственной Гражданской войны, которая происходила на нашей территории. Но когда мы видим, например, на одной из центральных улиц Челябинска, на улице Кирова, ту же самую мозаику с изображением Блюхера, и соответственно, мы видим улицу Блюхера, достаточно большую в Челябинске, то по крайней мере, данный вопрос, имеет право быть обсужден в обществе. Крупнейшие события происходили на территории Челябинской области, в районе Першино, и события у нас повлияли на ход всей Гражданской войны в России. Нельзя просто говорить «можно повесить» или «нельзя повесить» доску. Надо сказать, что цель мемориальной доски именно «мемори», — память. Нужно, чтобы каждый житель области имел одинаковую возможность получить всю информацию о тех событиях», — пояснил Дмитрий Семёнов.

Высказал он свое мнение и в отношении вопросов, связанных с историей и её использованием в процессах, запускающих определенные события в обществе, как, например, на Украине, Дмитрий Семёнов сообщил, что главный вопрос — это экономика страны.

«Дело в том, что события на Украине, эти вот элементы остатков советской традиции, советской культуры, оказались просто побочным продуктом, побочными жертвами. Все равно, на мой взгляд, основные причины событий были политическими и экономическими. И в любом случае, если бы были решены политические и экономические проблемы на Украине, то никакие памятники Ленину бы не полетели, абсолютно. Точно так же, если у нас все хорошо, стабильно, с экономикой и с политической системой, наша история вне опасности. Всегда, так как история не может ответить, пытаются бить по ней. Потому что по истории бьют трусы. Разрушить памятник, переписать историю, эти события на Украине как раз и показывают, что там идут по самому простому и примитивному пути. Борются с теми, кто не может ответить, но не борются с главными проблемами, — экономическими и политическими», — сказал управленец.

Отметим, установка мемориальной доски Маннергейму в Санкт-Петербурге вызвала в России широкий общественный резонанс. Против ее установки выступили ветераны Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда, представители различных общественных организаций и движений. Против установки доски проводились пикеты, публиковались многочисленные статьи в интернете, общественные организации проводили круглые столы, на которых выступили эксперты и представители профессорско-преподавательского состава, в подавляющем составе критически относящиеся к установке доски Маннергейму.

Представители Российского военно-исторического общества объясняли необходимость установки доски тем, что Маннергейм доблестно служил в Русской армии во время Первой мировой войны, и тем самым якобы заслужил, чтобы его память увековечили. При этом сторонники такой оценки деятельности Маннергейма не взяли во внимание факт его сотрудничества с Гитлером, уверяя, что устанавливается памятная доска лишь по поводу периода его службы России, забывая, видимо, при этом, что таким образом можно вполне отнестись, например, и к генералу Власову, который до определенного времени служил Советской России, а в тяжёлый для страны момент перешёл на службу к Гитлеру.

Общественность выступила резко против установки мемориальной доски пособнику Адольфа Гитлера. Многочисленные гражданские протесты привели к вполне закономерному финалу: доску пособнику нацистов демонтировали и перевезли подальше от людских глаз — в музей.

Также читайте: Челябинские блокадники против памятной доски Маннергейму