Мексиканская революция
Мексиканская революция
Ильшат Мухаметьянов (с) ИА REGNUM

20 ноября Мексика отмечает главный праздник страны — День революции. В стране проходит военный парад, красочные карнавалы и шествия, детские парады, выступления творческих коллективов, тематические выставки. Это поистине всенародный праздник. Мексиканская революция занимает отрезок времени в семь лет: 1910 — 1917 г.г. Впрочем, некоторые историки считают, что это событие завершилось только в 1920 году.

Мексиканская революция оказала колоссальное влияние не только на политическую систему страны, экономику, но и на развитие образования, архитектуры, кинематографа и театра. Из этой революции Мексика вышла обновленной. А лозунги Мексиканской революции до сих пор являются официальной основой идеологии и деятельности Институционно-революционной партии Мексики: Напомним, что президент страны — Энрике Пенья Ньето представляет именно эту политическую силу. Хотя стиль его правления и принимаемые решения уже весьма далеки от идеалов Мексиканской революции. Тем не менее, на Всемирном экономическом форуме в Панаме Энрике Пенья Ньето заявил о преемственности пути мексиканского народа от завоеваний революции до наших дней. И о том, что «редко какой стране удается в течение почти столетия сохранять такую преемственность».

Восставший Панчо Виллья со своими командирами. 1910
Восставший Панчо Виллья со своими командирами. 1910

Мексиканская революция считается одной из самых кровопролитных. Точных цифр потерь не знает никто, и историки приводят разные данные от 300 тысяч до двух миллионов человек. Самое большое количество погибших приходится на период Гражданской войны. Большинство специалистов склоняется к тому, что в ходе Мексиканской революции погибло не менее десяти процентов населения страны. Были ли напрасны эти жертвы? Как писал мексиканский писатель Эрмилио Абреу Гомес, «революции открыла глубокие раны, не дав средства к их исцелению».

Тем не менее, Мексиканская революция стала беспрецедентным по размаху событием, следствием которого стали не только кардинальные изменения в самой стране, но и существенное ослабление роли США в регионе. Во время Мексиканской революции США несколько раз осуществляли интервенцию на территорию страны. «С одной стороны, перед американской политической элитой встала необходимость ограничить негативное влияние революции на экономические интересы и национальную безопасность США. С другой, характер мексиканской революции затруднял копирование тактики, пригодной для «малых» стран Карибского бассейна. В этом состояла главная дилемма внешнеполитического курса США как реакции на революционные перемены в соседней стране», отмечает эксперт Алексей Манухин.

Диего Ривера. История Мексики. До 1945. Мураль, изображающий Сапату
Диего Ривера. История Мексики. До 1945. Мураль, изображающий Сапату

Мексиканская революция началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса. Отметим, что, как и любой диктатор, Диас — фигура не однозначная. «Именно Порфирио Диас однажды очень точно охарактеризовал источник всех несчастий Мексики. «Бедная Мексика, — пожаловался он, — так далеко от Бога и так близко к США». Диас хорошо знал, о чем говорил», пишет Зак Дорфман в журнале The National InterestВ период правления Диаса строились новые железные дороги, предприятия, привлекались иностранные инвестиции. Но только пятая часть населения страны Мексики умела писать и читать. Уровень жизни населения оставался крайне низким. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. Две трети крестьянского населения не имело собственной земли и батрачило на латифундистов.

Естественно, что такое положение дел не могло не привести к социальному взрыву. Состав тех, кто встал на сторону революции, был пестрым. Среди сторонников революции были и представители правящего класса, в том числе из военной элиты. Основную массу составляло крестьянство.

Давид Сикейрос. Мексиканская революция. 1957
Давид Сикейрос. Мексиканская революция. 1957

Исследователями выделяется четыре этапа революции. Первый этап — ноябрь 1910 — май 1911 года — когда сторонники революции выступили единым фронтом. Во время второго этапа — с мая 1911 года по февраль 1913 года — в стране произошел контрреволюционный переворот. В период с февраля 1913 года —по июль 1914 года — сторонники Мекисканской революции восстановили конституционный порядок. Самым драматичным стал последний этап революции, когда в стране вспыхнула гражданская война между революционным крестьянством и умеренным крылом либералов. В ходе войны победили умеренные силы.

В феврале 1917 года была принята Конституция Мексики, которая действует до сих пор. Отныне разрешалось владеть землей сельским общинам, индейским племенам и жителям отдельных ранчо. Земли общин объявлялись неотчуждаемыми. Конституцией предусматривалось проведение аграрной реформы с разделом латифундий и наделением крестьян землёй. Все природные богатства также объявлялись собственностью государства. В конституции провозглашалось равенство всех граждан, гарантировались 8-часовой рабочий день, право на создание профсоюзов и на проведение забастовок. Церковь была отделена от государства.

Эмилиано Сапата с войском революционеров
Эмилиано Сапата с войском революционеров

Однако, земельная реформа так и не была доведена до конца. Следствие чего стало создание созданию Сапатистской армии национального освобождения. Революция не закончена, и борьба мексиканцев за справедливость продолжается. А крылатые фразы Эмилиано Сапате до сих пор зовут к борьбе за переустройство мира. Именно ему приписывают знаменитую фразу «Лучше (или предпочитаю) умереть стоя, чем жить на коленях», которую повторили Долорес Ибаррури и Эрнесто Че Гевара. А также ряд других высказываний: «Невежество и мракобесие никогда не создавали ничего, кроме толп рабов для тирании», «Лучше смерть в бою, чем жизнь раба».

«Я лучше умру стоя, чем буду жить на коленях»
«Я лучше умру стоя, чем буду жить на коленях»
Rpotance

Историки до сих пор по-разному оценивают не только даты Мексиканской революции, но и эффективность ее итогов. Доминирующей оценкой среди мексиканских интеллектуалов является точка зрения, озвученная профессором Фрэнком Танненбаумом: «В Мексике не было Руссо, Вольтера, Монтескьё, Дидро… В Мексике не было Ленина». Несмотря на то, что новая Конституция не устанавливала осуществление задач буржуазно-демократических реформ, она создала юридические основы их дальнейшего проведения и установления в Мексике буржуазно-демократического строя, комментирует издание Latindex.

Однако, если политические, экономические и международные последствия Мексиканской революции по-разному оцениваются экспертами, то ее влияние на культуру и искусство сомнений не вызывает. В 20-х гг. начался т.н. «мексиканский ренессанс». Возникло движение «мексиканский монументализм». Расцвел кинематограф. Россиянам события Мексиканской революции известны по фильму Сергея Эйзенштейна: «Да здравствует Мексика». А в 2010 году — в юбилейный год Мексиканской революции на экраны вышел фильм «Революция, я люблю тебя»! Это — признание в любви к Мексике десяти выдающихся мексиканских режиссеров. Каждый из них снял новеллу, «в духе мексиканской революции». «В духе», — потому что эти короткометражки несут настроение тех далеких революционных лет.

День мексиканской революции
День мексиканской революции
Ute Hagen

Мексиканский художник Давид Сикейрос писал: «Мы вышли из горнила войны другими людьми, художниками нового типа. Мексиканская революция, момент глубокого исторического кризиса, заставила нас задуматься о родине, о нашем прошлом, о наших проблемах, она заставила нас поездить по стране и задуматься о нашей сущности, войти в контакт с нашими традициями и нравами. Революция заставила нас увидеть и оценить национальный дух, который стал для нас откровением». А 20 ноября остается одним из основных государственных праздников Мексики. Как память о начале Мексиканской революции.