События в стране разворачиваются неожиданным веером. Челябинские власти критикуют результаты проверок Счетной палаты, саратовские власти бодаются с Минфином, глава Чувашии сопротивляется прокуратуре, которая работала по поручению президента и так далее. Регионалы повсеместно поднимают голову против центральных поручений, решений и действий. Губернаторы стали обнажать болячки, огрызаться, проявлять непослушание федеральному центру. Растет активность Общероссийского народного фронта, в составе штабов которого происходят радикальные изменения. Что происходит, выяснял корреспондент ИА REGNUM у российских политологов.

«Это одно из проявлений кризиса политической системы — её разбалансировка, — считает политолог Андрей Колядин. — Сейчас время передачи власти во внутренней политике. Слабеет одна вертикаль — володинская. Тихо набирает силы вертикаль Кириенко (Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента России. — Прим. ИА REGNUM ). Пока последняя не набрала сил, умудренные опытом региональные начальники пробуют её на прочность. Думаю, что это будет происходить до первой отставки самого резкого и непослушного, после которой остальные встроятся в новую вертикаль и забудут о хулиганствах».

«На конфронтацию региональных и федеральных властей, где это противостояние наблюдается, влияют два фактора — экономический и политический, — говорит политолог Евгений Забродин. — До выборов был консенсус между ветвями власти: одним нужен был определенный результат, обеспечивающий устойчивые позиции, другим необходимо было красиво отчитаться. Отмечу, что федеральная власть тогда четко не обозначала, чем она будет наполнять грядущий бюджет, какие статьи расходов будут секвестрироваться, как бюджет будет распределяться между регионами. Но ведь и тогда было ясно, что денег больше, чем в предыдущие годы, когда упали цены на нефть, не будет. И больше их не станет в ближайшие год-два. Началось формирование государственного и региональных бюджетов, и стало ясно, что губерниям предстоит режим жесткой экономии, и сверху вряд ли что-то упадет».

Второй момент — это переход в Госдуму Вячеслава Володина, который определял политику последних пяти лет, и не собирается сдавать сильные политические позиции, считает эксперт. «Мало того, его политическое влияние будет усиливаться. И его опора — это Общероссийский народный фронт, который станет мотором жесткого контроля над расходованием бюджетных средств. В самом ОНФ для этих целей, в том числе, стали менять структуру, вводить новые ключевые фигуры. Недавно произошла ротация в тюменском ОНФ — штаб покинули девять человек с формулировкой «за бездействие». На Ямале планируется ввод в региональный штаб ОНФ депутатов Госдумы Григория Ледкова и Владимира Пушкарева. Делается это для того, чтобы региональные элиты умерили свои аппетиты на бюджетные средства. За расходами установят контроль и Счетная палата, и прокуратура, и СКР, и ОНФ. Потому что денег нет. Элиты, естественно, ропщут. Особенно нет оптимизма у элит дотационных регионов, им вообще не останется места для маневров с бюджетом», — полагает Забродин.

При этом он отметил, что региональные элиты безусловно будут сопротивляться этим двум факторам, — режиму экономии и контролю за расходами, «но шансов преодолеть их у них немного, практически их нет».

Никакого конфликта между элитами нет, ибо регионы занимают строго подчиненное положение по отношению к московским элитам, считает политолог Александр Безделов. «Попытки войти в клин заканчиваются делами Гайзера и Хорошавина. Вот пример конфликта региональных элит и московских. Итог всегда один, — поясняет он. — Вряд ли можно говорить о «крестьянских восстаниях» в регионах против федеральных органов власти. Это в принципе невозможно в нынешних политических реалиях и условия жесткой вертикали власти. Однако тяжелое экономическое состояние в стране в первую очередь отражается на регионах. Кроме всего прочего, местные власти испытывают на себе все недовольство населения, что заставляет их искать средства для стабилизации социально-экономического положения. В этой связи трения неизбежны. Но я повторюсь, существующая административно-политическая практика исключает жесткое противостояние между центром и регионами в стиле 90-х».