На заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября президент России Владимир Путин поддержал предложение о создании закона о российской нации. По его словам, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России. Он также поддержал предложение участников заседания провести Год единства российской нации. В ходе совещания российский лидер также отметил, что пока не решен вопрос о специальной структуре, которая займется национальными вопросами на федеральном уровне, и «определенные надежды» в решении проблемы координации таких структур «возлагаются на госпрограмму, которую готовит сейчас правительство РФ». Опрошенные ИА REGNUM эксперты Башкирии выделили ряд проблем при обсуждении предложения о создании закона о российской нации.

Политолог Ильдар Габдрафиков подчеркнул актуальность темы, которой было посвящено заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте России. «Формирование и укрепление российской гражданской нации — это каждодневная работа как государства, так и его граждан и институтов гражданского общества, — отметил эксперт. — И то, что на высшем государственном уровне рассматриваются вопросы, связанные с единством российской нации, межнациональными и межконфессиональными отношениями, свидетельствует о том, что очень властями хорошо осознается важность проблемы для нормального развития самого государства».

Политолог считает востребованными предложения о провозглашении Года единства российской нации и принятия закона о российской нации. «Никто не сомневается, что нам всем надо беречь единство российской нации, особенно в такое сложное время, которое в настоящее время переживает наша страна, — констатировал собеседник агентства. — Однако пока это всего лишь декларация, и, возможно, закон будет рамочным».

Для того чтобы нация была крепкой и сплоченной, надо каждый день работать над укреплением ее социально-экономической базы. «Нужно создавать рабочие места, обеспечивать хорошую работу социальных лифтов (особенно для молодых), бороться с бедностью, болезнями, строить дороги, чтобы уровень жизни граждан России в регионах страны разительно не отличался, — перечислил эксперт. — Необходимо, чтобы люди спокойно передвигались по стране, чтобы не испытывали дискриминации по национальному, конфессиональному или иному признаку, чтобы наши граждане любили свои малую Родину и большую, гордились ими. Только тогда мы будем по-настоящему крепкой и сплоченной нацией».

При обсуждении необходимости создания закона о о российской нации поднималась тема региональных особенностей. Политолог Дмитрий Михайличенко отметил, что в постсоветское время наднациональное, по сути, объединение «россияне» сформировалось, теперь необходимо укреплять и развивать эту идентичность. «Нация формируется, прежде всего, не посредством законодательных актов, а посредством развития национального самосознания и идентичности, — подчеркнул эксперт. — Усилия государства в этом направлении необходимо поддерживать, хотя асимметричное распределение доходов между регионами (в частности, особое внимание Северному Кавказу) не всегда способствует эффективной реализации заявленных мер».

По словам политолога Евгения Беляева, во всех официальных документах, посвященных национальной политике, до сих пор сохраняется терминологическая путаница: само слово «нация» трактуется одновременно как гражданская солидарность и как этническая общность.

«В результате мы наблюдаем два разновекторных процесса в реальной политике — заявления о необходимости построения российской гражданской нации и укрепление национальных проектов в Татарии и Чеченской Республике с ярко выраженным приоритетом этнической идентичности, — заявил эксперт. — Еще одна проблема предложенного закона связана с неопределенностью статуса соотечественников в постсоветских государствах. Фактически русское население Уральска и Усть-Каменногорска, Донецка и Одессы может быть исключено из создаваемой российской нации, так как проживает формально в других государствах». Единственным выходом из данной коллизии, полагает собеседник ИА REGNUM, является возвращение к первоначальному варианту Стратегии государственной национальной политики, в которой было зафиксировано, что русский народ выступает ядром уникальной цивилизационной общности, многонародной российской нации.