Литовские СМИ продолжают интересоваться биографией лидера победившей на выборах партии Союза крестьян и зелёных Рамунаса Карбаускиса. Оказалось, что политик и предприниматель имел интересы в соседней с Литвой Калининградской области, однако, в итоге, потерял там сотни тысяч евро. ИА REGNUM сегодня, 31 октября, полностью перевело статью, опубликованную сегодня порталом 15min.lt

«Несколько сотен тысяч евро — большие деньги, наверно, для каждого предпринимателя. Рамунас Карбаускис — не исключение. И именно к таким финансовым потерям его бизнеса привела неудавшаяся сделка с российским бизнесом.

Флагман бизнес-флотилии Карбаускиса — компания Agrokoncernas несколько лет судилась из-за больших денег, застрявших в Калининградской области. Сотни тысяч евро «повисли» в структуре, владельцев которой не знает и сам Карбаускис. Они прячутся за сетью предприятий, зарегистрированных в России, Люксембурге и Гонконге.

Спор начался более 10 лет назад, когда Карбаускис принадлежал Союзу крестьян народников Литвы, которым управляла Казимира Прунскене, и когда лидер партии занимала должность министра сельского хозяйства. Компания Agrokoncernas обратилась в Вильнюсский коммерческий арбитражный суд, выясняя отношения с зарегистрированной в Калининграде компанией Avtotor-Agro.

Согласно сведениям, собранным порталом 15min, в суде предприятие Карбаускиса требовало присудить компании Avtotor-Agro долг в размере более 432 тыс. евро, штраф в размере 261 тыс. евро и 6% годовых процентов. Так компания Карбаускиса оценила обязательства калининградского предприятия согласно договору о продаже удобрений, подписанному в 2004 году. Компания Agrokoncernas указала, что выполнила свою часть сделки, но денег не получила.

В ходе судебного процесса компания Agrokoncernas якобы договорилась с Avtotor-Agro по поводу своеобразного бартерного механизма. В представленном литовским судам материале бизнес Карбаускиса указал, что российское предприятие вместо того, чтобы вернуть долг, обязалось представить компании Agrokoncernas рапс на сумму более 450 тыс. евро, но не выполнило своего обещания.

В суде компания Карбаускиса одержала триумф, и летом 2006 года была удовлетворена большая часть требований Agrokoncernas. Российскому предприятию был присужден долг в размере 432 тыс. евро с процентами.

Суд не присудил штраф, превышающий четверть миллиона евро. Но, как оказалось, это не самая большая беда в отношениях Agrokoncernas и Avtotor-Agro.

Компания Карбаускиса обратилась в Калининградский арбитражный суд с просьбой признать решение Вильнюсского коммерческого арбитражного суда. Но неудачно. Суд решил не исполнять благоприятное для Agrokoncernas решение. Мотив — предприятие Avtotor-Agro не было должным образом информировано об арбитражном процессе в Литве.

После длившихся несколько лет попыток что-то изменить в российских судах компания Agrokoncernas вернулась к вильнюсским судам. В 2012 году Апелляционный суд Литвы рассматривал просьбу компании Карбаускиса аннулировать благоприятное для нее решение Вильнюсского коммерческого арбитражного суда, поскольку компания не видела другого выхода, кроме как начать арбитражный процесс заново.

В своей жалобе компания Agrokoncernas указала, что ей удалось вручить бывшим калининградским партнерам решение Вильнюсского коммерческого арбитража только спустя 5 лет после принятия решения.

«Истец прилагал все усилия для того, чтобы решение арбитражного суда было выполнено, истец обращался к судам Российской Федерации, чтобы те признали решение арбитражного суда, а после того, как они отказались это сделать, пытался связаться с ответчиком в связи с исполнением решения арбитражного суда, но ответчику удалось вручить письменную претензию только 18 ноября 2011 года», — пишется в постановлении Литовского апелляционного суда, принятого в июне 2012 года.

Осенью 2013 года коллегия судей Литовского апелляционного суда удовлетворила просьбу Agrokoncernas — аннулировала решение семилетней давностью, в котором предприятию было присуждено 432 тыс. евро.

С первого решения Вильнюсского коммерческого арбитражного суда, в котором компании Agrokoncernas был присужден солидный долг российского предприятия, прошло уже 10 лет. Но процесс еще не закончился.

Юристы компании Agrokoncernas подтвердили порталу 15min, что спор с Avtotor-Agro все еще идет. «Да, после аннулирования решения компания заново обратилась в Вильнюсский коммерческий арбитражный суд», — утверждается в комментарии Agrokoncernas, представленном в письменном виде.

Потребованные в первом споре стотысячные штрафы так и не достигли компании Карбаускиса — все ограничивается долгом и процентами.

«Требования иска, который был предъявлен должнику в октябре 2013 года, не изменились — мы стремимся вернуть ту же самую сумму и те же самые 6% годовых. Мы не требуем дополнительного штрафа, то есть новые требования не выдвигаются», — утверждает Agrokoncernas.

По утверждению Agrokoncernas, поведение Avtotor-Agro указывает на одно — предприятие злостно отказывается рассчитаться с партнерами. «Да, должник скрывался и избегал выполнения обязательств, и так ведет себя до сих пор», — сказал Agrokoncernas.

По словам компании, это была единственная сделка Agrokoncernas с Avtotor-Agro.

Деньги компании Карбаускиса застряли в очень интересной структуре. Фактических ее владельцев установить очень трудно, а может, даже невозможно.

Собранные порталом 15min данные показывают, что владельцы Avtotor-Agro контролируют свой бизнес через сложную цепочку предприятий, на вершине которой — зарегистрированное в Гонконге предприятие.

Главный акционер Avtotor-Agro — предприятие Калининградской области «Аграрная инвестиционная компания» или просто «Агроинком». Ее главный акционер — еще одна зарегистрированная в Калининграде компания Agrotreid, контролируемая зарегистрированным в Люксембурге предприятием Adela Investments. Информация, найденная 15min в официальных изданиях Люксембурга, говорит о том, что эту компанию контролирует зарегистрированная в Гонконге компания Adela Holdings Limited.

Кстати, в российских СМИ есть намеки на политические связи этой бизнес-группы. В 2014 году «Агроинком» упоминалась в истории, когда предприятию удалось отнять большой земельный участок у бизнеса, контролируемого местным политиком. Тогда сообщалось, что предприятием управляет зарегистрированная в Великобритании компания Conroy Projects Corp, а руководство «Агроинком» связано с местным политиком Владимиром Рындиным.

Agrokoncernas говорит, что не знает, кто является фактическими владельцами Avtotor-Agro. Компания Agrokoncernas утверждает, что интересовалась только первичным звеном цепочки — зарегистрированным в Калининграде предприятием «Агроинком», у которого есть контрольный пакет акций.

Владелец Agrokoncernas Карбаускис утверждает порталу 15min, что знает о долге Avtotor-Agro, но сразу же добавил, что не интересуется этим процессом.

«Я не знаю всей истории. У меня есть должники, и не один. Я не могу всего знать», — сказал Карбаускис.

На вопрос, знает ли он, кто настоящие владельцы компании Avtotor-Agro, контролируемой через Люксембург и Гонконг, политик ответил, что никогда не интересовался.

«Нет, не знаю и не видел. В том смысле, что неправильно считать, что у меня есть время с кем-то разговаривать. В том смысле, что я очень занятой человек. Владельцы российских или белорусских или еще каких-нибудь предприятий — могу сказать, что нет таких, кого бы я видел. Я не был в России и Белоруссии более 20 лет», — сказал Карбаускис.

Он отрицает повторяющиеся в политических кулуарах инсинуации о его финансовых связях с Россией. Один из богатейших землевладельцев Литвы утверждает, что в последнее время вообще избегает этого рынка — так как там бывают случаи, похожие на ситуацию с Avtotor-Agro, когда партнеры исчезают, а их долг остается.

«Или это Украина, которую мы считаем очень дружелюбной по отношению к нам, или это Россия, которую мы считаем не совсем дружелюбной и так далее — отовсюду вылезает, скажем так, славянский взгляд на бизнес. (…) Мы вообще даже не смотрим в ту сторону. Из принципа. Потому что бизнес-культура в тех странах должна измениться», — жаловался Карбаускис.

«Здесь я говорю о любом бизнесе. В Литве вы, скорее всего, не найдете предприятия, которое не прогорело бы, работая с Украиной, Белоруссией или Россией», — добавил он.

Карбаускис утверждает, что не может избежать только одного — импорта необходимого для удобрений сырья из России. «Если бы сегодня удобрения — калий и фосфор — можно было бы купить где-нибудь в другом месте, мы бы их там и покупали», — сказал Карбаускис.

Пытаясь выяснить, как дальше идет спор между Agrokoncernas и Avtotor-Agro, портал 15min обратился в Вильнюсский коммерческий арбитражный суд, но там отказались предоставлять информацию. Секретариат суда информировал портал, что информация о таких делах не предоставляется. Спор Agrokoncernas и Avtotor-Agro — не исключение.

С этим же вопросом портал 15min обратился к главе Agrokoncernas Эдгарасу Шакису.

«Ой, не помню, нужно вспомнить», — ответил он на вопрос о долге Avtotor-Agro.

Позже глава Agrokoncernas признал, что не считает, что у предприятия есть шансы вернуть деньги, затерявшиеся в Калининграде.

«Как тут сказать. Мы проиграли — и все», — сказал предприниматель.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, партия Союз крестьян и зеленых победила на выборах, получив в парламенте Литвы 56 кресел, что является абсолютным рекордом за последние 20 лет. Сейчас партия ведет переговоры с социал-демократами о формировании правящей коалиции.