В Челябинской области намерены примирить «красных» и «белых». На территории Чебаркульского района намечено торжественное открытие памятного знака павшим с двух сторон в двух войнах: под предводительством Емельяна Пугачёва 1773−75 годов и Гражданской войны в 1919−22 годах, передает корреспондент ИА REGNUM.

Памятник — это символ примирения, заявил историк, доцент Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Гаяз Самигулов. Авторы монумента выражают терпимость к различным точкам зрения на эти войны и пожелание, чтобы подобное не повторилось.

Работа над памятным знаком началась ещё в 2014 году. Откроют его в селе Ключёвка 23 октября. Он посвящён событиям Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва в 1773−75 гг. и Гражданской войны 1919−22 гг. В первой битве под деревней Лягушено (ныне Ключёвка 2-я) регулярные войска под командованием подполковника Ивана Мехальсона одержали победу над повстанцами. В том сражении погибло 11 солдат и 600 повстанцев. В 1919 году произошло боестолкновение между 230-м Старорусским полком 2-й бригады 26-й дивизии 5-й Красной армии и 9-м Симбирским стрелковым полком 3-й Симбирской дивизии Волжской группы войск Западной армии «белых». В этом бою одержала победу Красная армия.

Один из координаторов установки памятника, в 2014 году член инициативной группы «Редут» Павел Стромов, отмечает: «Почтив память погибших у Лягушино — Ключевки 1-й (ныне Ключёвка 2-я) в двух событиях гражданского противостояния русской истории, мы закладываем основу того, что наши южноуральские поля никогда больше не станут ареной каких-либо битв. Кроме, как битвы за урожай…»

Добавим, попытки примирения «белых» и «красных» периодически озвучиваются различными экспертами, однако не всегда воспринимаются положительно гражданским обществом, так как зачастую «примирители» пытаются принять «белых», сотрудничавших с иностранными вооруженными силами, которые помогали интервенции во времена гражданской, а также другим русским, пошедшим на сотрудничество с фашистскими захватчиками.

Ярким примером отторжения примирения с пособниками нацистов послужила установка памятной мемориальной доски Маннергейму в Санкт-Петербурге. Широкие слои общества, блокадники, ветераны, представители разных общественных организаций выступили с осуждением и протестами против увековечивания памяти соратника Гитлера. По этой причине 13 октября доску демонтировали и перенесли на новое место во внутреннем дворе Ратной палаты в «Царском селе».

Отметим, по всей России уже установлено немало памятников, с попыткой примирить «красных» и «белых». Один из первых появился в 1997 году в Краснодаре. Памятник «Примирения и согласия» был установлен в память о погибших с обеих сторон во времена Гражданской войны.

Однако не везде в городах России устанавливаются памятники с подобной подоплекой. Хотя по форме, по названиям фигурирует адресация к жертвам в Гражданской войне, тогда как содержание бывает совсем не примирительное. Так, в Барнауле местное казачество совместно с ветеранами современных военных конфликтов установили памятник на месте расстрела царских офицеров и назвали его «Жертвам, убиенным в братоубийственной гражданской войне». В Пензе планируется установка памятника «новомученикам, жертвам гражданской войны и политических репрессий». Возведение планируют приурочить к трагическим событиям 100-летней давности.

Попытки увязать жертв гражданской войны и жертв политических репрессий указывает на явно ангажированный посыл к установке подобных монументов. Идею, под которую пытаются поставив памятники жертвам гражданской, а на самом деле заставить каяться граждан России за события октября 1917 года и отрицать всю 70-летнюю историю Советской России, не нова. Декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Караганов на заседании Совета 14 октября 2014 года в присутствии президента РФ и других высокопоставленных лиц России заявил о необходимости установки памятников жертвам репрессий и Гражданской войны.

«Нет у нас и памятника жертвам Гражданской войны, всем: и красным, и белым, — который олицетворял бы её окончание. Она ведь разрывает наши души до сих пор и кровоточит. Я даже представляю вариант такого памятника: Мать-Родина, а перед ней на коленях стоят и просят прощения два её сына — белый офицер и красный комиссар. Один за то, что не сумел защитить старую Россию, а другой за то, что победил, чтобы сгинуть потом в жерновах репрессий», — отметил декан.