Танк Армии обороны Нагорного Карабаха. Республика Арцах
Танк Армии обороны Нагорного Карабаха. Республика Арцах
arcah.ru

Античные историки Геродот, Птолемей, Страбон, Плиний, Плутарх писали об Арцахе как об одной из богатейших областей Армении. В позднем средневековье, когда Армения была разделена между Турцией и Ираном, армянские княжества Карабаха сохраняли свою независимость. Сохранились документы многолетней переписки армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором, с императором Петром Великим и некоторыми европейскими державами, начавшейся еще в первой четверти XVIII века. В 1722−23 годах во время войны России с Персией Петр Великий принял ряд мер по созданию военно-политического союза России и Нагорного Карабаха. Был разработан план освобождения Закавказья и воссоздания армянского государства. Позднее по Гюлистанскому договору 1813 г. (Гюлистан — село в Нагорном Карабахе) Нагорный Карабах как самостоятельная армянское государственное образование добровольно вошел в состав России. В этнопамяти карабахцев закономерно и органически утвердилась идея своей постоянной независимости.

Великая Армения в I—IV веках.
Великая Армения в I—IV веках.
II том «Всемирной истории» (М., 1956) (Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие от неё к соседним государствам
  • Азербайджано-карабахский конфликт начался в 1918 г., когда впервые в истории созданная азербайджанская республика предъявила территориальные претензии к Армении, в том числе и на Нагорный Карабах (Арцах), в котором 95% населения составляли коренные жители армяне. После противоправной оккупации и аннексии Нагорного Карабаха в 1921 г. азербайджанские власти десятилетиями проводили целенаправленную и систематическую политику дискриминации и деармянизации. Для арцахского народа провозглашение независимости было единственным выходом для прекращения геноцида со стороны Азербайджана и обретения свободы. В полном соответствии с международным правом и законодательством СССР 10 декабря 1991 г. в НКР прошел референдум о независимости. 11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху «О поддержании мирного процесса на Кавказе», в которой признавался «тот факт, что Нагорно-Карабахская Автономная Область провозгласила свою независимость после аналогичного провозглашения независимости бывшими советскими социалистическими республиками после распада СССР в сентябре 1991 года». (21 июня 1999 года. Официальный журнал Европейских Сообществ, C175/251. http://www.mfa.am/u_files/file/nk-rus_2014.pdf). Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам.
Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Иллюстрация
Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Иллюстрация
«'Коммунист»

За годы после восстановления независимости Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) удалось построить стабильное общество и государство. В НКР сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное центральное правительство. Шесть раз проводились выборы в парламент в 1991 г., 1995 г., 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 году. История карабахского парламентаризма восходит к Конституции царя Арцаха Вачагана III Благочестивого — сборника из 21 канона, принятого в конце V — начале VI века на общенародном собрании («парламенте»). Президент НКР избирался в ходе прямых всеобщих выборов в 1996 г., досрочных в 1997 г., 2002 г., 2007 г., 2012 году. На референдуме в 2006 г. принята конституция НКР. В республике сформировано многопартийное политическое поле, активно функционируют неправительственные организации. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума. Успехи карабахской государственности и демократии получили широкое признание в мире.

Успешное развитие карабахского государства — один из системообразующих факторов региональной и глобальной безопасности. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в ходе отражения террористической агрессии Азербайджана в 1991−94 гг. и в апреле 2016 г. дважды провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Долгие годы Армия обороны НКР фактически выполняет миротворческую функцию. Нагорный Карабах сегодня защищает не только себя, но и систему безопасности в мире, цивилизационные ценности.

Иран, провинция Западный Азербайджан. Столбик — граница. За рекой — территории, контролируемые Нагорным Карабахом
Иран, провинция Западный Азербайджан. Столбик — граница. За рекой — территории, контролируемые Нагорным Карабахом
© ИА REGNUM

НКР — ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий к соседям, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха. НКР, осознавая себя состоявшимся, успешным и компетентным в международном праве государством, готова к прямым азербайджано-карабахским переговорам.

Азербайджан отказывается от переговоров с НКР, демонстрируя свою слабую переговорную позицию и отрицание международного права. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто отстранена от участия в переговорном процессе в МГ ОБСЕ. Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан. Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ.

Нагорный Карабах
Нагорный Карабах
Алексаньян Анатолий

Подписание мирного договора Азербайджана с Нагорно-Карабахской Республикой будет отвечать коренным интересам обоих народов и создаст основу для регионального сотрудничества. В Азербайджане должны наконец-то осмыслить, что Нагорный Карабах для Азербайджана сосед, а не враг, что карабахцы обустраивают свой дом НКР для достойной и свободной жизни не в ущерб кому-либо. Азербайджан должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания на основе взаимного признания НКР и Азербайджана. Эту очевидную мысль должны подсказать бакинской администрации великие державы.

Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) проводит активную внешнюю политику, направляет своих официальных представителей для ведения переговоров с другими государствами и международными организациями, участвует в работе международных организаций и конференций, заключает международные договоры, в том числе и с Азербайджаном. Набирает обороты процесс международного признания НКР. На сегодня независимость НКР признали штаты Массачусетс, Род — Айленд, Мэн, Луизиана, Калифорния, Джорджия, Гавайи в США, штат Новый Южный Уэльс в Австралии, автономная область Испании — Страна Басков, а также целый ряд крупных городов, таких как мегаполис Лос-Анджелес.

Улица Арцаха в Уотертауне, штат Массачусетс, США
Улица Арцаха в Уотертауне, штат Массачусетс, США
Yerevanci

НКР стала субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Суверенность нации есть принцип права большинства государств мира. Признание не является обязательным признаком суверенной государственности. Параметры последней определяются следующими международно-правовыми критериями: наличием территории, постоянного населения — граждан государства, формированием легитимных органов власти и их контролем над территорией республики, способностью вести международные отношения и выполнять международные обязательства. НКР обладает всеми атрибутами полноценного независимого государства. У Нагорно-Карабахской Республики есть достаточные основания для членства в ООН.

Экономика НКР была практически полностью разрушена в ходе войны, развязанной Азербайджаном в 1991—1994 гг. Вместе с тем, как признают многие эксперты, за последние годы в этой сфере произошли серьезные изменения. В российских СМИ Арцах стали называть «закавказским тигром». (http://secretmag.ru/longread/2015/10/14/artsakh-epic/). За последние 9 лет удалось обеспечить 8−9% реальный годовой рост ВВП. Наиболее динамично развивающимися направлениями являются горнодобывающая промышленность, гидроэнергетика, сельское хозяйство, туризм, банковская сфера, строительство. В НКР законодательная база и налоговый режим привлекательны для иностранных инвестиций, в результате чего наблюдается их рост.

Панорама Степанакерта
Панорама Степанакерта
lori-m

В последние годы на туристических форумах и сайтах России и других стран постоянно появляются новые подробные и восторженные фотоотчеты путешествий по Нагорному Карабаху и Армении, свидетельствующие о серьезном росте туристического потока и интереса к культурно-познавательному туризму. Весьма характерно, что в 2012 г. популярный американский телеканал «ABC News» включил Нагорно-Карабахскую Республику в список 7 необычных мест для посещения путешественниками. Примечательно, что в рейтинг 7 мест на планете телеканал также включил столицу Португалии — Лиссабон, острова Уитсанди в Австралии, пляж Райлей в Тайланде, пустыню Атакама в Чили, город Венло в Нидерландах и город Луанг Прабанг в Лаосе.

Основное богатство НКР заключается в ее доброжелательных и гостеприимных людях. Жителям Арцаха (Нагорного Карабаха) присущи три известных с античных времен достоинства: pietas — почтение к старшим и взаимная привязанность детей и родителей, gravitas — достоинство и трезвое чувство ответственности, simplicitas — простота и чуждость расточительности и позерству. К этому следует добавить такие достоинства, как самостоятельность и творческую активность, стремление к познанию истины, универсализм, доброжелательность, традиционную личную и общественную безопасность.

Выдающийся памятник армянской культуры — Гандзасар
Выдающийся памятник армянской культуры — Гандзасар
Alaexis

Почти столетний азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся в 1918 г., слишком затянулся. Бакинская администрация в несколько раз увеличила свой военный бюджет, наращивает агрессивную антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования, систематически нарушает бессрочное перемирие 1994 г., планирует и предпринимает широкомасштабную агрессию, отказывается от отвода снайперов и введения механизмов расследования нарушений режима прекращения огня, саботирует переговорный процесс, демонстративно отрицает международное право и ставит под сомнение суверенитет и территориальную целостность НКР. Как и в годы азербайджано-карабахской войны в 1991−94 гг., Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН №822, 853, 874, 884. Баку демонстративно игнорирует подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня.

В этих условиях международному сообществу ничего не остается как окончательно признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) на основе Устава ООН и норм международного права. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу.

Следует констатировать, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. В заключении Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г. зафиксировано: «81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН». «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо запрета на провозглашение независимости».

Мы — наши горы.  Монумент на вершине холма при въезде в город Степанакерт
Мы — наши горы. Монумент на вершине холма при въезде в город Степанакерт
Marcin Konsek

Если бы в 1991 г. после проведения референдума о независимости НКР, прошедшего в полном согласии с нормами международного права, международное сообщество признало НКР, как того императивно требовало международное право и Устав ООН, то не было бы азербайджанской агрессии 1991−94 гг. и апреля 2016 г., а конфликт был бы давно урегулирован.

Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими давным-давно состоявшейся и успешной Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) способствовало бы региональной безопасности и стабильности.