Итоги

Крестный ход канонической Украинской православной церкви, продолжавшийся почти месяц (3−27 июля) завершился в Киеве молебном о мире, проведённом священниками УПЦ на Владимирской горке. После чего верующие отправились на вечернюю службу в Киево-Печерскую Лавру, где публичная часть крестного хода была завершена. Количество участников сильно разнится в оценках силовиков и организаторов мероприятия: от 30 тыс до 80−100 тыс. соответственно. К охране крестного хода и молебна были привлечены около 6 тыс. правохранителей. Кроме того, верующих сопровождали члены т.н. «Самообороны Киева».

Хроника событий

Встреча «западного» и «восточного» крестного ходов состоялась на Европейской площади Киева, после чего паломники и примкнувшие к ним отправились на Владимирскую горку. После этого верующие переместились в Киево-Печерскую Лавру. По наблюдениям непосредственных участников, впервые крестный ход был таким массовым и масштабным.

Обещанные металлоискатели были установлены у Дома профсоюзов. Дополнительно паломников-мужчин тщательно обыскивали. Полиция Киева работала в усиленном режиме, а движение по улицам Крещатик, Трёхсвятительская, Владимирский спуск, Парковая дорога, Михаила Грушевского было ограничено почти весь день.

Серьёзных происшествий во время мероприятий не произошло: несколько случаев ухудшения самочувствия и тепловых ударов, одно подозрение на установку взрывного устройства (не подтвердилось). Во время обысков у нескольких человек были изъяты ножи (у паломников или у местных жителей — не уточняется), двоих задержала полиция для дальнейшей проверки, всего, по словам главы МВД Арсена Авакова было задержано 6 человек. Кроме того силовики пресекли попытку четверых бойцов добровольческого батальона «Сич» проникнуть на территорию проведения молебна. Членов организации ОУН (запрещена в России), которые в течение нескольких последних дней пытались помешать участникам крестного хода добраться в Киев, сотрудники полиции блокировали в районе станции метро «Арсенальная», не дав им встретиться с паломниками. Бойцы батальонов «Айдар» и «Донбасс» хотя и прибыли к месту проведения мероприятий, но проникнуть в ряды паломников или последовать за ними не пытались.

Настоятель Киево-Печерской Лавры Павел в заявлении для прессы упрекнул власти в неверном отношении к инициативе церкви: «Власти недальновидны — они могли бы устроить большой праздник, объединить людей, устроить гуляние, а всё в итоге наоборот. К счастью, хоть без эксцессов». Кроме того он сообщил, что перевозчикам из западных областей Украины угрожали лишением лицензий, если они повезут верующих в Киев.

Киевляне вышли встречать участников молебна и делились впечатлениями со СМИ: «Я из офиса выскочила на полчаса, хотела увидеть этих людей. Многие на работе убеждали меня, что сепаратисты и террористы идут. Но никакие они не террористы, как их вообще можно было так называть? Одна женщина из толпы сняла с себя иконку, которую несла на шее, и протянула ее мне. Вот стою и плачу — это слезы радости», — сообщает журналист издания «Вести-Украина» впечатления одной из киевлянок.

Заявления и оценки

Президент Украины Пётр Порошенко, сам формально являющийся прихожанином УПЦ МП, воздержался от участия в молебне и последовавшим за ним вечернем богослужении в Киево-Печерской Лавре, состоявшихся 27 июля. Впрочем на следующий день он сделал заявление, касающееся завершения крестного хода в Киеве. Президенту не понравились фразы «вооруженный конфликт» и «вооруженное противостояние», которыми церковь оценивает события на Донбассе: «Это оценки из чужого, не украинского голоса. То, что происходит сейчас на востоке Украины, называется нашествием чужаков. И, думаю, этому украинскому словосочетанию не сложно найти аналог и в церковнославянском языке». Такое заявление он сделал, присутствуя на альтернативном крестном ходе, организованном раскольниками из Киевского патриархата. Следует отметить, что тем самым президент Украины вступил в заочную дискуссию с главой УПЦ митрополитом Онуфрием, частично процитировав напутственное слово последнего перед началом крестного хода: «С глубокой скорбью на сердце мы все сейчас переживаем трагедию — на востоке Украины продолжается вооружённый конфликт, проливается невинная кровь наших земляков».

«Одной из целей Крестного хода Московского патриархата была попытка показать Константинополю, что Украине не нужна никакая автокефалия. Московский патриархат все время пытается доказать, что у него самая массовая конфессия на Украине. Но это не так. Это просто профанация», — комментирует изданию «Страна.ua» итоги многодневного мероприятия спикер Киевского патриархата Евстратий (Зоря). Ещё более резкую оценку дал глава раскольников Филарет в эфире 24 канала: «Какова цель этого крестного хода? Под прикрытием церковным возмутить, дестабилизировать украинское общество, и это агрессору на пользу. Если вы хотите мира — выведите свои войска, технику, оставьте в покое Украину».

Остаётся лишь надеяться, что небольшому крестному ходу Киевского патриархата, состоявшемуся 28 июля, удастся стабилизировать и успокоить украинское общество.

В «Оппозиционном блоке» решили использовать крестный ход как повод самим предложить обществу идею примирения — в виде общественной платформы «Национальный диалог о мире»: «Массовое участие украинцев в Крестном ходе за мир стало демонстрацией реальных настроений украинского общества и показало, что наша страна едина в своем стремлении жить в мире. Молитва Украины за мир, массовое участие людей в Крестном ходе, должны быть услышаны властью», — говорится в заявлении партии для прессы. В партии подчёркивают, что готовы сотрудничать с различными организациями и конфессиями.

Представитель отдела внешних церковных связей УПЦ Николай Данилевич в интервью «Радио Свобода» поблагодарил руководство полиции за содействие крестному ходу: «Если брать в целом, то за три недели крестного хода по регионам не было ни одной провокации. Конечно, исключение Борисполь, где были провокации, но силовые структуры отработали очень четко и мы им благодарны. Если бы их там не было, могла бы произойти драка по вине радикально настроенных граждан»

Однако экс-сотрудник администрации президента, политик Андрей Портнов высказывает мысль о том, что мирное окончание крестного хода — совсем не заслуга власти и силовиков: «Думаю, не нужно выдавать сегодняшнее отсутствие правонарушений на многотысячном религиозном шествии за победу полиции. Это совершенно другой уровень людей, их целей, воспитания и ответственности за свои поступки. Этих людей нельзя ставить в один ряд с жаждавшими власти и наживы активистами революции».

Что, впрочем, не мешает силовикам хвалить себя самим: «Планы кремлевских провокаторов устроить из крестного хода кровавую баню и разжечь религиозную вражду на Украине провалились!», — пишет в своём блоге на Украинской правде Антон Геращенко. Советник главы МВД перечисляет тех, кого он благодарит за содействие (МВД, Нацполицию, СБУ, Киевский патриархат, редакторов и журналистов), включая в этот перечень даже блоггеров и лидеров общественного мнения, которые «откликнулись на наш призыв остановить поток ненависти». Что должна означать эта фраза — не совсем понятно, поскольку как раз в социальных сетях ненависти было более чем достаточно.

По мнению политического эксперта Евгения Магды, высказанному им в комментарии ресурсу «Информационное сопротивление», крестный ход имеет отношение не только к вере: «Его надо рассматривать не только в религиозном контексте. Но и в контексте того, что Россия бросила вызов украинским силовикам». Впрочем эксперт не уточняет, является ли заявленная им цель, по его же мнению, основной.

«Крестный ход произвел в Киеве эффект свето-шумовой гранаты, — заявил изданию «Страна.ua» политолог Михаил Павлив. — Это была демонстрация настроений людей, которые хотят мира, прекращения войны, хотят, чтобы с их настроениями и интересами считалась власть. Состоялась огромная мобилизация верующих. По разным оценкам от 80 до 100 тысяч человек вышли в центр Киева. Это значит, что партия войны и ее последователи проиграли».

Политтехнолог Сергей Гайдай в своём блоге на портале «Новое время» рассматривает крестный ход как своего рода начало возвращения «донецких» во власть: «Нужно бы хоть часть власти вернуть. Значит, стоит снова людей на улицу вывести. Только вот тут нужно как-то поумнее. Теперь за титушек и донецкий люмпен можно совсем, как и коммунисты, под запрет попасть. И украинцы поддержат. Радикализм тут не пройдет. В стране война и неспокойно. Вот тут нужны свои бабушки. Но при этом чтобы сумасшедшие и много. Есть такие! Так это же прихожане московского патриархата. Православные. Пророссийские. На Украине их все еще немало. Нужно, что бы власть видела — есть у донецких опора в социуме! Есть стойкий электорат! А организацию кому поручить? Ну, конечно, попам московской церкви. Они в этом деле опытные. И акция должна быть за мир, за дружбу с русским народом. Братание и примирение. Акция очень мирная, но массовая. Этак на тысяч десять, а то и больше — для телекартинки».

В категориях выгоды рассуждает и политолог Николай Спиридонов в интервью радиостанции «Голос столицы»: «В организации крестного хода фигурировали такие политики, как Вадим Новинский, Нестор Шуфрич. И если крестный ход был достаточно масштабным, наверное, они получили от этого какие-то политические дивиденды»

В свою очередь политолог Сергей Фесенко в комментарии изданию «Вести-Украина» утверждает, что не верит в далекоидущие последствия крестного хода за мир: «Изначально были завышенные ожидания с обеих сторон. Одни думали, что они очень влиятельные и выведут много людей, другие боялись провокаций. В итоге никакого влияния на политику ход иметь не будет. На межцерковные отношения негативно влияют война на востоке, вмешательство России в украинские дела. Именно конфликт с Россией прервал межцерковный диалог. Пока конфликт продолжается, никакого воссоединения церквей не будет».

Единой оценки события, с учётом поляризации настроений на Украине, ожидать было бы глупо. Тем более, что ряд комментаторов и в конце месяца озвучивали те же тезисы, что и в самом начале крестного хода (например о том, что идти нужно было в Москву, а не в Киев). Однако можно сказать, сто по крайней мере на те дни, пока крестный ход шёл по Украине, его организаторам удалось не только скорректировать новостную повестку, но и продемонстрировать, что не на любое действие власть может ответить агрессией карманных радикалов. Если отвлечься от чисти религиозных оценок, то УПЦ дала понять, что способна нарушать действующую монополию на интерпретацию действительности. Власть в Киеве, в свою очередь показала, что хотела бы этому помешать, но не имеет для этого эффективных рычагов.